Домой Водонагреватели Рыжова н а диагностика экологического образования дошкольников. Экологическое образование в детском саду. Экология и экологическое образование

Рыжова н а диагностика экологического образования дошкольников. Экологическое образование в детском саду. Экология и экологическое образование

В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников в России, сделан обзор программ. Даются практические рекомендации по созданию развивающей предметной среды, работе с родителями, оценке окружающей среды, сотрудничеству детского сада с другими учреждениями и организациями, использованию "Экологического паспорта ДОУ". Предлагаются педагогические модели организации работы в детском саду. Особое внимание уделено структуре и содержанию программы автора "Наш дом - природа". В книге также даны примеры конспектов занятий с детьми и материалы для работы с родителями.
Для педагогов дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, других организаций, работающих в области экологического образования детей.

Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование.
Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным является утверждение автора о том. что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется сам ход развития.

В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Однако экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экологическое образование в детском саду, Рыжова Н.А., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза инженерных проектов, Василенко Т.А., Свергузова С.В., 2019

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыжова Наталья Александровна. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика) : Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000 276 c. РГБ ОД, 71:00-13/238-2

Введение

ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ 11

1.1. Становление экологического образования дошкольников в России 11

1.2. Анализ современных программ 18

1.3. Новая парадигма экологического образования дошкольников 31

1.4. Варианты определения целей и задач экологического образования 43

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 51

1. Специфика дошкольной ступени в системе непрерывного экологического образования 51

2. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников 59

11.3. Отражение направлений экологии в содержании экологического образования дошкольников " 74

11.4. Цель, структура и содержание программы «Наш дом - природа» 81

ГЛАВА III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 96

111.1. Педагогические модели организации экологического образования 96

111.2. Экологическое образование в программе «Истоки» 105

3. Основные компоненты системы экологического образования - в дошкольном учреждении 109

ГЛАВА IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 185

ГУЛ. Организация экспериментальной работы Ї85-

IV.2 Диагностика результатов экологического образования дошкольников 195

IV.3. Экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника 220

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 225

ЛИТЕРАТУРА 231

ПРИЛОЖЕНИЯ 255

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, эколо-

*W гического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития (70, 122, 167, 199), согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» (64) и «Об образовании» (63) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы эко-fj логического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны

системы непрерывного экологического образования, первой ступенью кото
рой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются
основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружаю
щему миру.

Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. (166) и конгрессы в Москве «Тби-лиси -t- 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в об-

4 разовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, экоцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика - со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потребностями общества в формировании с раннего детства личности, способной строить свои отношения с окружающим миром с учетом законов природы, жить в относительной гармонии с ней, и отсутствием единой концепции, системы экологического образования в дошкольных учреждениях, являющегося первой ступенью системы непрерывного экологического образования.

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования - экологическое образование: цели, содер^ жание и процесс в системе дошкольных учреждений.

Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.

5 Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если;

оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы
непрерывного экологического образования и как часть развития общей
культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов эко
логической направленности;
$? - для его реализации создается система определенных условий;

реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;

диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;

в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.

Задачи исследования:

выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;

разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, ос-новные со держательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;

разработать вариативные модатш организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;

определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;

провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.

Методы исследования:

историко-концептуальный анализ литературы по дошкольной педагогике, экологии, психологии, содержанию и методике экологического образования дошкольников, школьников, педагогов, студентов;

метод наблюдения - проведение наблюдений в дошкольных учреждениях с целью оценки их деятельности в области экологического образования;

изучение опыта работы в области экологического образования;

метод беседы - целенаправленные беседы с сотрудниками дошкольных учреждений и органов управления образованием;

метод опроса - опросы педагогов в форме анкетирования и интервью; детей - в форме интервью;

изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т.п.);

педагогический эксперимент в дошкольных учреждениях разного вида.

Научная новизна исследования заключается:

в определении современного состояния и тенденций в экологическом образовании как новом направлении дошкольной педагогики;

в обосновании теоретических положений экологического образо-ванил^ошкольников и условий его реализации в дошкольных учреждениях разного вида;

в разработке ряда диагностических приемов и диагностической карты ребенка;

в выделении экологического компонента базисных характеристик личности ребенка в качестве ожидаемых результатов экологического образования.

7 ,

Теоретическая значимость. Разработана концепция экологического образования дошкольников с учетом различных направлений современной экологии, ее мировоззренческого значения, психолого-физиологических особенностей ребенка-дошкольника, характера непрерывности системы экологического образования. Обоснованы условия (модель «эколог», модель «воспитатель», система компонентов экологического образования в дошкольном учреждении) реализации концепции; выделен экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника.

Практическая значимость,

1. Основные идеи концепции экологического образования дошколь
ников реализованы:

в авторской программе по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа», утвержденной в 1995 году Министерством образования РФ, и ее методическом обеспечении (методические пособия, учебно-методические комплекты; книги и игры для детей и родителей);

в базисной программе развития ребенка «Истоки», рекомендованной к использованию в дошкольных учреждениях столицы Московским комитетом образования (направление по экологическому образованию);

в «Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации»;

в Плане действий «Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия».

2. Разработаны и апробированы методические рекомендации для пе
дагогов, базирующиеся на интегрированном и деятельностном подходах: по
организации развивающей предметной среды, по организации системы рабо
ты с детьми, семьей и различными учреждениями; по оценке состояния ок
ружающей среды, а также ряд практических материалов: «Экологический
паспорт дошкольного учреждения», диагностические приемы, диагностиче
ская карта дошкольника; карты мониторинга деятельности педагогов, кон
спекты занятий с детьми и другие.

8 На защиту выносятся следующие положения: 1. Концепция экологического образования дошкольников, базирующаяся:

на теоретических положениях отечественных психологов (А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой и других) и результатах исследований педагогов в области экологического образования дошкольников (П.Г.Саморуковой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, Н.Н. Кондратьевой и других);

на концепции системы непрерывного экологического образования (АН. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.);

на концепции «устойчивого развития» (взаимозависимость человека и природы; признание самоценности природы, смена антропоцентрической парадигмы на экоцентрическую).

Основные положения концепции:

экологическое образование дошкольников является уникальной, самоценной, специфической и неотъемлемой ступенью системы непрерывного экологического образования;

специфика дошкольной ступени как первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики;

при отборе содержания экологического образования дошкольников учитываются три группы принципов: общедидактические, специфические для экологического образования; специфические для данного возраста: научности, доступности, системности, регионализма, преемственности, гумани-стичности, интеграции, деятельностности, конструктивизма, целостности;

9 основными содержательными линиями экологического образования дошкольников являются разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе и цикличность явлений и процессов. В содержании экологического образования дошкольников, как и в содержании экологического образования школьников, выделяется четыре основных компонента: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностныи, которые на данной ступени имеют свою специфику.

базисные характеристики личности ребенка-дошкольника включают экологический компонент как отражение ожидаемых результатов. Диагностика эффективности экологического образования дошкольников направлена, прежде всего, не на диагностику их знаний, а на диагностику результатов внедрения педагогическим коллективом конкретной программы, и включает количественные и качественные методы оценки.

2. Реализация концепции предполагает определенные условия: создание в дошкольном учреждении системы работы, включающей ряд взаимосвязанных компонентов (экологизация развивающей предметной среды, экологизация различных видов деятельности детей, работа с родителями, подготовка и переподготовка педагогических кадров, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями). Существуют различные варианты реализации концепции экологического образования. Модель «эколог», предполагающая тесное сотрудничество всех сотрудников дошкольного учреждения при координирующей роли педагога-эколога, является более эффективной, чем модель «воспитатель», когда экологическое образование дошкольников осуществляется только воспитателем.

Апробация результатов проводилась непрерывно по мере их получения. Материалы работы докладывались на многочисленных всероссийских и международных совещаниях и конференциях (Российск оТолландской конференции по экологическому образованию (Пущино, 1994), Российско-Американском семинаре (Обнинск, 1994), Всероссийском съезде охраны природы (Москва, 1995), Международной конференции по экологическому образованию детей (Москва, 1995), Всероссийских совещаниях по экологическому воспитанию дошкольников ВООП (Москва, 1995, 1997, 1999), Меж-

дународных конференциях по экологическому образованию (Петрозаводск, 199 5; Санкт-Петербург, 1996), Международном совещании «Проблемы мегаполисов» (Москва, 1996), всероссийских, региональных и московских авторских семинарах и «круглых столах» (1993-1999 г.г.), конференции по экологическому образованию Международного экологического фонда (Москва, 1997), на семинарах по экологическому образованию для педагогов Москвы (циклы лекций в Политехническом музее, 1998), в Германии в рамках проекта «Ребенок в городе» (1998, 1999), Международном рабочем совещании по выработке стратегии в области экологического образования стран СНГ (Москва, МНЭПУ, 1999), конференции «Экология Подмосковья-99», конференции мэров городов России «Устойчивое развитие городов» (Москва, 1999), V Международной конференции по экологическому образованию (Зеленоград, 1999), Международной конференции «Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды» (Санкт-Петербург, 1999), всероссийских авторских семинарах Центра «Дошкольное детство» им. А В. Запорожца (1998-2000 гг.) и других.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Становление экологического образования дошкольников в России

Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (166). Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного образования на конференции не затрагивались. В целом развитие экологического образования (воспитания) как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляется ряд парциальных экологических программ (под парциальной понимается программа, $* обеспечивающая одно или несколько направлений развития ребенка), вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ: «Развитие», «Детство», «Радуга» (комплексные программы обеспечивают целостное развитие ребенка), в базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Публикуются многочисленные методические разработки как специалистов, так и самих педагогов, Организуются всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Так, с 1995 года такую работу регулярно проводит Всероссийское общество охраны природы. Данной проблеме посвящаются конференции, сош^атая_азн

Как уже подчеркивалось, все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны начинает заниматься вопросами экологического образования. Слово «экология» становится популярным и в дошкольном образовании, однако слабое методическое обеспечение и отсутствие подготовки педагогов в этой области зачастую приводят к неправомерному употреблению понятий «экологический», «экология», к значи-

W тельным разночтениям в понимании целей, задач, содержания и методики экологического образования. Ряд детских садов идет по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические». Более того, во многих разработках встречается неверное толкование самой экологии, присутствует ряд биологических, географических, экологических ошибок, кочующих из работы в работу.

Специфика дошкольной ступени в системе непрерывного экологического образования

Разработанная в процессе исследований концепция базируется на теоретических положениях отечественных психологов: Л.С. Выготского, ЛА Венгера, В.В, Давыдова, АВ. Запорожца, С.Н. Новоселовой, Н.Н. Поддьяко-ва, Д.Б. Эльконина и других (32, 35, 36, 37, 44, 45, 65, 66, 77, 93, 137, 138, 139, 154, 155, 156, 174, 220) и результатах исследований ряда педагогов, определивших возможности дошкольников в области экологического образования и ознакомления с природой: Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой, ИА Хайдуровой и других (25, 26, 27, 28, 90, 91, 131, 130, 132, 133, 152, 176, 192, 193 , 202, 203). Психологи выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития (45) . Л. С. Выготский определял возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития, и-в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Для данного исследования особенно важно утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется самый ход развития.

В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Сравнение дошкольной ступени и ступени начальной школы показало, что экологическое образование в начальной школе не может заменить таковое в дошкольных учреждениях. Они неразрывно связаны, дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А Шаргаев (215) считает, что необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития, а детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше. Р. Левина (105) отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, т. е. с 2-3 лет. Программа ЖЛ. Ва-сякиной «Паутинка» (21) рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. В принципе, при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста. Однако, на наш взгляд, в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего их психофизиологическими возможностями. До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней групп необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями, например, связями живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле и т.п.). В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к 5 годам у ребенка формируется ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно в возрасте 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и вое- приятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста. А В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Доказано, что в возрасте 5-7 лет у ребенка происходит переход к мышлению в общих представлениях, развивается способность сравнивать предметы по представлению, обобщать их по общим признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому обобщенному мышлению. Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Так, исследования С.Н. Николаевой показали, что дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Работы И.А Хайдуровой и З.П. Плохий показали, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей внутри сообщества растений. Е. Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические связи внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Как отмечают авторы «Основ дошкольной педагогики» (145), дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности. В этом случае сами понятия вначале выступают в чувственно-предметной форме.

Педагогические модели организации экологического образования

Направления работы эколога:

Участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

Подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, в групповых помещениях, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

Активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

Выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

Подготовка наглядного материала, выбор литературы;

Координация работы специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изодеятельности, физкультуре;

Координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

Участие в диагностике результатов эксперимента;

Работа с родителями;

Консультации для педагогов дошкольного учреждения в области экологического образования;

Оформление «Экологического паспорта ДОУ», экологических паспортов растений, животных экологического комплекса;

Распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала);

Направления работы музыкального руководителя:

Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

Музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.). Напр_авления^?а_боты_ меддцин.скйг_о_райотника:

Оздоровительная работа с детьми;

Участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;

Эколого-оздоровительное просвещение родителей;

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

Иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

Оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Совместное проведение занятий с экологом;

Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

Подбор художественных произведений к программе эколога;

Координация своей программы с программой эколога;

Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физкультуре:

Включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений, растений) по согласованию с экологом; участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями; участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);

Согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения;

Тренер по плаванию участвует в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), проведении некоторых экспериментов (с надувными игрушками - тема «Воздух», подвижных игр на воде (тема «Вода»);

Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом - природа» - авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Структурно-содержательная характеристика

Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий - эколого-географических, национально-культурных - и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

  • В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
  • Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
  • Завершающий блок «Человек и природа» - обобщающий по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

«Наш дом - природа» - программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.

В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом - природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.

Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных - и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы ), их разнообразие, тесная связь компонентов.

В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

  • люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
  • как я влияю на природу;
  • мое здоровье и окружающая среда;
  • моя экологическая безопасность;
  • что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
  • что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья.

В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

  • как нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Предметно-развивающая среда

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.

Результаты апробации программы

Материалы комплекта апробированы в дошкольных учреждениях страны и получили положительную оценку. Предполагается творческое использование программы воспитателем. Многие конспекты занятий по просьбе работников ДОУ написаны детально, однако их можно дополнять, делить на несколько частей в зависимости от характера работы. Важно только, чтобы все дополнения соответствовали тематике занятий и были экологически грамотными. Необходимо помнить и о краеведческом аспекте обучения, учить на примерах среды ближайшего окружения, природы родного края.

  • Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

ББК 74.102 П11

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»:

Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. - 192 с.: ил.

ISBN 5-9715-0004-Х

В книге приводится разнообразная информация о программе «Наш дом - природа». В первом разделе рассматриваются подходы автора к созданию программы. Второй раздел посвящен структуре, содержанию программы «Наш дом - природа», третий - особенностям организации системы работы в детском саду (педагогические модели, работа с родителями, сотрудничество ДОУ с другими учреждениями и т. д.). В четвертом разделе даются методические рекомендации по проведению занятий первого блока программы «Я и природа». Для каждой темы предлагаются варианты различных видов деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, игра, чтение, изобразительная, музыкальная деятельность.

Материалы книги помогут организовать в детском саду эффективную систему работы по экологическому образованию , включая проведение занятий.

Для педагогов дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования , учителей начальных классов , преподавателей и студентов педагогических ВУЗов, колледжей , сотрудников отделов просвещения заповедников и всех, кто хочет сделать экологическое образование эффективным и интересным для детей и взрослых.

В книге использованы фотографии из архива автора, сделанные в образовательных учреждениях г. Москвы (ДОУ № 000, 1622, 1775, 1908, 1934, 2333), г. Волгограда (начальная школа-детский сад №1, ДОУ №28, 295, 302), г. Волжского (ДОУ №66), г. Сыктывкара (ДОУ № 000), г. Барнаула (ДОУ № 000), г. Нальчика (начальная школа-детский сад № 48), г. Уфы (ДОУ № 000, «Белоснежка»), г. Тольятти (ДОУ № 000,141), г. Ижевска (ДОУ № 000), г. Стерлитамака (ДОУ №3), г. Балашихи (ДОУ №42), г. Белгорода (ДОУ №70), г. Зарайска (ДОУ №1) и на озере Байкал.

© , верстка, дизайн, иллюстрации; 2005.

© 000 «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; 2005.

Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.

Ян Амос Коменский

Уважаемые читатели!

Многие из вас уже знакомы с программой «Наш дом - природа». Впервые она появилась в начале 90-х годов и с тех пор активно используется дошкольными учреждениями страны как дополнительная программа, допущенная Министерством образования РФ.

Любая программа - это плод раздумий и поисков автора, отражение его мировоззрения, в том числе и экологического. Именно поэтому в первом и втором разделах книги вы найдете информацию об экологии, экологическом образовании, о его современном состоянии и других проблемах, которые определили наш подход к постановке цели, отбору содержания программы, разработке ее методического обеспечения.

После выбора программы коллектив дошкольного учреждения сталкивается с проблемой ее реализации: как создать эффективную систему экологического образования? Ответы на эти вопросы включены в третий раздел. И, наконец, четвертый раздел поможет вам организовать работу по блоку программы «Я и природа». В нем даются методические рекомендации и материалы для организации работы с детьми. Комбинируя различные виды деятельности ребенка, вы создадите собственные конспекты занятий. Текст самой программы в кратком варианте (объяснительная записка, содержание блоков) приводится в «Приложении». Методические материалы к остальным блокам программы даны в отдельных книгах учебно-методического комплекта.

В настоящее время по программе «Наш дом - природа» работают дошкольные учреждения во всех регионах страны, многие педагоги обучались на семинарах автора, накоплен большой опыт ее внедрения. Но самое главное, о чем говорят сами воспитатели, - детям очень нравится изучать тайны природы: путешествовать вместе с капелькой воды, ловить невидимый воздух, писать письма животным, экспериментировать с камешками. Дошкольники убеждаются в том, что мы на Земле не одни, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в любви и заботе. Многие педагоги отмечают, что после занятий по программе меняется поведение детей, их отношение к окружающему миру. Не менее важно и то, что становится другим и мировоззрение самих педагогов, родителей. Собственно, это и есть цель экологического образования.

Автор надеется на то, что эта книга увеличит число педагогов, увлеченных экологическим образованием. Ведь от взаимоотношений человека и природы во многом зависит наше будущее!

Успехов вам в работе!

Экология и экологическое образование

Экология - «наука о доме»

В переводе с древнегреческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос»- дом, «логос» - наука). Возникнув еще в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине XX в. экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии - социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и другие. Ученые перестали ограничиваться рассмотрением проблемы «организм - среда» и перешли к изучению проблемы «человек - природа».

Существование различных направлений экологии должно учитываться и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Кроме того, нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, ее связи со всеми сторонами жизни - историей, культурой, географией и т. п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения людей. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным. Часто можно услышать выражения «плохая (хорошая), ужасная экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей. (Мы же не говорим «плохая» физика или математика!) Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т. п.).

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычные сведения о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывают панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свои огороды большим количеством ядохимикатов, создаем свалки рядом с домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда - на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Подготовила Чернявская Ирина Студентка группы ДО-153 С На тему: «Парциальная программа в ДОУ» Взята программа «Наш дом- Природа» Н. А. Рыжовой (в содержании: Уровни программы, задачи, формы и методы работы, структура, примеры, авторы)

IV УРОВНЯ ПРОГРАММЫ « АШ ДОМ – Н ПРИРОДА» Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода» , «Воздух-невидимка» , «Солнышко, выгляни в окошечко» , «Что у нас под ногами» , «Почва – живая земля» , «Что в домеприроде растет» , «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.

ЗАДАЧИ Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.

ЗАДАЧИ: · Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним; · Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); · Развитие познавательного интереса к миру природы; · Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

ЗАДАЧИ: Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие природных компонентов, ценность общения с природой); · Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; · Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; · Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: Наблюдения Опыты и исследования Проектная деятельность Развивающ ие игры Моделирование Про смотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ Чтение художественных произведений Рассматрив ание иллюстраций Слушание музыкальных произведений, звуков природы Экскурсии Труд в природе

СТРУКТУРА В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух» , «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

НАПРИМЕР: ПЕРВЫЙ БЛОК ЗАНЯТИЙ Блок занятий «Я и природа» Обучающий компонент. Что такое «природа» . Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т. п.). Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения.

НАПРИМЕР: ПОСЛЕДНИЙ (ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ) БЛОК Блок занятий «Человек и природа» Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой. Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли.

АВТОР ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА» Автор – Наталья Александровна Рыжова доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, научный руководитель проекта «Мы и природа» (раннее экологическое образование) совместного проекта Департамента образования г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации Ссылки: http: //nsportal. ru/detskiy-sad/upravleniedou/2015/04/22/ryzhova-n-a-nash-dom-priroda http: //pandia. ru/text/79/339/13349

Новое на сайте

>

Самое популярное