Домой Водонагреватели Баратынский история. Баратынский, Евгений Абрамович – краткая биография. Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Баратынский история. Баратынский, Евгений Абрамович – краткая биография. Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) - русский поэт, родился в семье генерал-адьютанта, владельца поместья в одном из сел Кирсановского уезда. Приближенность родителей к императорскому двору позволила дать мальчику превосходное интеллектуальное и эстетическое воспитание.

В 1812 году двенадцатилетний Баратынский поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион, откуда практически сразу его переводят в Пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог, так как был исключен за серьезный проступок. Сам поэт счел наказание слишком строгим, ведь помимо исключения, его последствия крайне негативно сказались на его дальнейшей карьере. Эта юношеская трагедия отпечаталась на всем его творчестве - все его поэтические опусы пронизаны грустью и меланхолией. Первые пробы пера, дошедшие до нас, датируются 1817 годом.

Военная служба

1819 год - начало военной службы в звании рядового лейб-гвардии Егерского полка. Огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу начинающего литератора оказало знакомство с поэтом бароном Дельвигом. Общение с Пушкиным, Кюхельбеккером, поэтические вечера в салоне Пономаревой, литературные кружки Плетнева и Жуковского позволили поэту настолько овладеть поэтической техникой, что он занял достойное место среди известных поэтов-романтиков.

Служба в Финляндии

В начале 1820 года Баратынскому было присвоено звание унтер-офицера и его полк отправляется на службу в Финляндию. Суровая красота финских пейзажей и уединенный образ жизни повлияли на характер поэзии - она приобрела удивительный сосредоточенно-элегический характер («Финляндия», «Водопад», первая поэма «Эда»). В период службы в Финляндии стихотворения Баратынского печатаются в альманахе «Полярная звезда», созданном декабристами Бестужевым и Рылеевым.

В 1824 году, благодаря ходатайству друга - адьютанта генерал-губернатора Финляндии Путяты, Баратынский переводится в штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе. Там он находит свою любовь - пылкая страсть к жене генерала Анастасии приносит поэту множество мучительных переживаний. Образ возлюбленной неоднократно отражается в творчестве талантливого молодого литератора (поэма «Бал», стихотворения «Мне с упоением заметным», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Фея», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…»).

Осенью 1825 года, получив весть о болезни матери, Баратынский отправляется в Москву, где через год, благодаря влиянию Дениса Давыдова, выходит в отставку. Так заканчивается военная карьера талантливого и перспективного молодого поэта.

Московский период.

Женитьба на дочери генерал-майора Анастасии Энгельгардт (они обвенчались летом 1826 года) принесла Баратынскому материальное благополучие и укрепила в московском свете его весьма шаткое положение. В этом же году были изданы поэмы «Эда» и «Пиры» - с этого момента к поэту пришла настоящая известность.

Изданный в 1827 году первый сборник лирических стихотворений подытожил первую половину творческого пути талантливого литератора. Продолжая развитие жанра поэмы («Бал» (1828), «Наложница» (1831)), Баратынский достиг непревзойденного мастерства формы и изящной легкости литературного слога. В это время поэт поступает на гражданскую службу, но вскоре все же решает посвятить себя исключительно литературному творчеству.В это время Баратынский активно участвует в литературной жизни столицы - его сочинения публикуются в альманахе Дельвига «Северные цветы» и журнале Полевого «Московский телеграф», он тесно общается с князем Вяземским и кружком известных столичных литераторов (И. Кириевским, А. Хомяковым, Н. Языковым).

В 1831 году Баратынский готовится сотрудничать с журналом «Европеец», который был основан И. Кириевским, но вскоре после открытия журнал был запрещен. С тех пор вплоть до 1835 года, поэт написал всего несколько стихотворений, он занимается редактированием старых произведений и готовит к изданию новый сборник стихотворений. Изданный в этом же году двухчастный стихотворный сборник представлялся Баратынскому итогом его работы.

Поэзия Баратынского 30-х годов обретает торжественно-скорбный риторический облик, он периодически обращается к архаизмам, лирическая составляющая занимает все менее значительное место в творчестве поэта. 1837 год ознаменовался полным разочарованием в российской современной действительности. Баратынский всерьез задумывается об отъезде за границу.

В 1842 году выходит последний, самый сильный и новаторский сборник стихотворений «Сумерки». Этот цикл отличается композиционной выстроенностью - все стихотворения представляют собой единое поэтическое повествование. Сборник был раскритикован Белинским - это привело к тяжелым моральным последствиям для тонкой ранимой души литератора.

Путешествие по Европе

В 1843 году чета Баратынских с тремя старшими детьми (их всего было 9) отправляется в путешествие по Европе. Проехав через всю Германию, семья останавливается во Франции, где Баратынский знакомится с выдающимися представителями французской литературной жизни того времени - Мериме, Тьерри, Ламартином, Альфредом де Виньи. Несмотря на столь интересные встречи, Европа все же разочаровала поэта. Весной 1844 года Баратынские морем переезжают в Италию. Во время переезда поэт пишет свое последнее стихотворение «Пироскаф». В Неаполе с супругой Баратынского Анастасией случился тяжелый нервный припадок, это ухудшило состояние Евгения Абрамовича, страдавшего интенсивными головными болями и 29 июня (ст. стиль)1844 года поэт скоропостижно умирает. Посмертное издание сочинений Баратынского было осуществлено его сыновьями в 1869, 1883 и 1884 годах.

Евгений Баратынский хронологическая таблица жизни и творчества изложенная в этой статье.

Хронологическая таблица Евгения Баратынского

– это переводчик и русский поэт. Он является одной из самых загадочных, ярких и недооцененных фигур в русской литературе.

1800 год 19 февраля (2 марта) – Евгения Абрамович появился на свет в селе Вяжля в семье отставного генерала.

1808 год – начал учиться в немецком частном пансионе Санкт – Петербурга.

1812 год – после освоения немецкого языка Баратынского приняли в Пажеский корпус.

1816 год – Евгения Абрамовича исключили из корпуса за проделки и постоянное нарушение строгих порядков в учебном заведении.

1819 год – вступает в качестве рядового в Егерский полк лейб-гвардии. Начал писать стихи.

1820 год – его переводят в финляндский Нейшлотский 87-й пехотный полк в новом звании унтер-офицера.

1824 год – Баратынский получает предложение перевестись в корпусный штаб Гельсингфорс к генералу Закревскому. Там он влюбился в жену своего начальника, что принесло ему много проблем.

1825 год – вышел в отставку в звании офицера. В этом году он женился на Анастасии Энгельгардт.

1827 год – публикует свой первый сборник поэм и стихотворений.

1832 год – Евгения Абрамович начинает сотрудничать с изданием Ивана Киреевского – «Европеец».

1835 год – публикует второе собрание сочинений.

1842 год – выпустил сборник «Сумерки».

1843-1844 годы – Баратынский уезжает за границу. Сначала он посетил Париж, Берлин, Дрезден, Франкфурт, потом переехал в Неаполь.

1844 год, 11 июля – Евгений Абрамович после перенесения недуга умирает. Его похоронили в Санкт-Петербурге.

Силуэты пушкинской эпохи. - М. : Аграф, 1999. - 320 с. - (Литературная мастерская). - С. 37-42.

  • Алтабаева Е. Образные средства поэзии Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблема изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 61-68.
  • Альми И. Л. Сборник Е. А. Баратынского «Сумерки» как лирическое единство // Вопросы литературы. Метод. Стиль. Поэтика. - Владимир, 1973. - Вып. 8. - С. 48.
  • Альми И. Л. Элегии Е. А. Баратынского 1818–1824 годов. К вопросу об эволюции жанра // Вопросы истории русской литературы. Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л. , 1961. - Т. 219. - С. 42.
  • Андреев В. Е. Души высокий строй: Пушкин, Боратынский, Тютчев, Борис Чичерин. - М. : Изд-во МГОУ, 2004. - С. 13-43.
  • Андреев В. Е. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович // Тамбовская энциклопедия / Гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. - Тамбов, 2004. - С. 71.
  • Андреев В. Е. Е. А. Боратынский: 1800-1844 // Русская литература XIX века: 1800-1830-е годы: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и лит.-критическая ст.: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. В. Н. Аношкиной. - М. , 1998. - С. 148-158, 182-183.
  • Андреев В. Е. Пушкин и Боратынский. Свидание с «малой» родиной: опыт параллельного анализа двух стихотворений «Запустение», «Вновь я посетил…» // Слово и мысль Е. А. Боратынского: тез. международной конф., посвящённой 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского. 21-24 марта 2000 года. - Казань, 2000. - С. 8-10.
  • Андреев В. С. Материалы к творческой биографии Е. А. Боратынского // Проблемы изучения литератур­ного наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. - Тамбов, 1990. - Вып. 1. - С. 41-61.
  • Афанасьева З. Автопортрет в рукописи поэта // Тамбовская правда . - 1990. - 22 февр. - С. 3.
  • Афанасьева З. Пушкин рисует Баратынского // Тамбовская правда . - 1990. - 22 авг. - С. 4.
  • Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Писатели нашего детства. 100 имён: биогр. слов.: в 3 ч. Ч. 3. / Авт.-сост. Н. О. Воронова, Н. П. Ильчук, И. С. Казюлькина и др.; гл. ред. С. Самсонов. - М. , 2000. - С. 40-44.
  • Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Русские писатели XI-XX вв.: библиограф. слов.: кн. для учащихся / Под ред. Н. Н. Скатова. - М. , 1995. - С. 95-98.
  • Баратынский Е. А. // Русские писатели: биобиблиогр. слов.: в 2 ч. Ч. 1. А-Л. / Под ред. П. А. Николаева. - М. , 1990. - С. 63-66.
  • Баратынский Евгений Абрамович // Пушкинская энциклопедия. 1799-1999. - М. , 1999. - С. 163-164.
  • Баратынский Евгений Абрамович // Русские поэты XIX века. Первая половина / Сост. М. С. Вуколова; вступ. ст. Л. И. Ошанина; авт. послесл. В. И. Коровин. - М. , 1991. - С. 223-239.
  • Белкин А. Пушкин рисует Боратынского // Город на Цне. - 2002. - 27 февр.-5 марта. - С. 6.
  • Бочаров С. Г. Баратынский, Боратынский Евгений Абрамович // Русские писатели. 1800-1917. - М. , 1992. - С. 158-163.
  • Бочаров С. Г. «Обречён борьбе верховной...» Лирический мир Баратынского // Бочаров С. Г. О художественных мирах. - М. : Советская Россия, 1985.
  • Вацуро В. Э. Из литературных отношений Баратынского // Русская литература. - 1988. - № 3.
  • Венок Боратынскому: материалы I и II Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура», 21-23 июня 1990, 20-23 мая 1994 / Науч. ред. В. И. Попков. - Мичуринск, 1994. - 223 с.
  • Вересаев В. В. Евгений Абрамович Баратынский // Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: В 2 тт. - М. , 1993. - Т. 2. - С. 328-331.
  • Власенко А. И. Поэтический сборник Е. А. Баратынского «Сумерки» как художественное единство // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1992. - № 6. - С. 20-27.
  • Гапоненко П. Муза Евгения Боратынского // Литература в школе. - 1996. - № 1. - С. 86-89.
  • Гудошников Я. И. Евгений Баратынский и русская песенная лирика // Наш край Тамбовский: тез. докл. и сообщ. II обл. краевед. конф. - Тамбов, 1991. - С. 101-111.
  • Домащенко А. В. К проблеме изобразительности поздней лирики Е. А. Баратынского // Науч. докл. высш. шк. Филологические науки. - 1990. - № 4. - С. 25-31.
  • Дорожкина В. Т. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков: справ. - Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2006. - С. 54.
  • Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) // Энциклопедия для детей. Русская литература / Гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. , 1998. - Т. 9. Ч. 1. - С. 471-476.
  • Евгений Абрамович Баратынский, 1800-1844 // Золотой век поэзии: поэты пушкинской поры / Сост. предисл. и коммент. Н. И. Якушина. - М. , 2005. - С. 218-236.
  • Евгений Абрамович Боратынский. К истории рода на тамбовской земле: справ.-информ. материалы по док. фондов ГУ «ГАТО» / Изд. подгот. В. Е. Андреев, Т. А. Кротова, Ю. В. Мещеряков и др. - Тамбов: Юлис, 2006. - 96 с.: ил.
  • Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) // Вершины русской поэзии / Сост., предисл. В. Кожинова. - М. , 2008. - С. 104-126. - (Золотая серия поэзии).
  • Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) // Русская литература XIX века. 1800-1830: источниковедческая хрестоматия. - М. , 1993. - С. 347-353.
  • Евгений Абрамович Боратынский // Русские поэты XVII-XIX веков: собр. биогр. - Челябинск, 2001. - С. 177-182.
  • Евгений Баратынский // Три века русской поэзии: шк. хрестоматия / Сост. Н. В. Банников. - 2-е изд., испр. - М. , 2004. - С. 111-121.
  • Евгений Баратынский // 100 русских поэтов / Сост. М. Засецкая. - СПб. , 2003. - С. 23-27.
  • Исаян Т. Архив Баратынского // Мир информации. - 2004. - 6 апр. - С. 12.
  • Казьмина Е. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович // Казьмина, Е. Созвездие «Тамбовская лира». - Тамбов, 2006. - Ч. I. - С. 14-16.
  • Кибальник С. А. Баратынский (Боратынский) Е. А. // Русские писатели XIX - нач. XX в.: биобиблиогр. слов. - М. , 1995. - С. 95.
  • Кожевникова Н. А. Образный строй лирики Евгения Боратынского // Русский язык в школе. - 2005. - № 2. - С. 63-71.
  • Кротова Т. А. Документы рода Боратынских в фондах ГАТО: указатель // Культура русской провинции: материалы науч. практической конференции / Тамбовский обл. краеведческий музей; отв. ред. В. П. Кудинов. - Тамбов, 2002. - С. 37-40.
  • Кудрявкин С. Христианство и эпикурейство в мировоззрении Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 49-60.
  • Кушнер А. «Болящий дух врачует песнопенье…»: 150 лет назад умер Е. Баратынский // Литературная газета . - 1994. - 6 июля. - С. 6.
  • Кушнер А. «Гармонии таинственная власть»: к 200-летию со дня рождения Е. Боратынского // Московские новости . - 2000. - № 6. - С. 23.
  • К 200-летию Боратынского: сб. материалов Международной науч. конф., 21-23 февр. 2000 г., г. Москва - Мураново / Под ред. И. А. Пильщикова. - М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 367 с.
  • Лебедев Е. Евгений Баратынский // Русские поэты: антол. русской поэзии: в 6 т. - М. , 1991. - Т. 2. - С. 266-270.
  • Лебедев Е. Н. Тризна: роман о Е. А. Боратынском. - СПб. , 2002. - 285 с.
  • Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского, 1800-1844 / Сост. А. М. Песков. - М. : Новое литературное обозрение, 1998. - 496 с.
  • Литературные салоны и кружки: первая половина XIX века / Под ред. Н. Л. Бродского. - М. : Аграф, 2001. - С. 101, 141, 150, 155, 164, 193.
  • Майоров М. В. Вокруг Баратынского. Схема рода Баратынских // Майоров, М. В. Русская родословная мозаика. - М. , 2002. - С. 17.
  • Манн Ю. В. «Железный век» корысти и измен // Неделя . - 1994. - № 31. - С. 8.
  • Манн Ю. В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. - М. , 2001. - С. 174-205.
  • Манн Ю. Необходимость Баратынского // Вопросы литературы . - 1994. - № 1. - С. 135-164.
  • Манн Ю. «Спокойная красота» // Литература. - 1993. - № 2. - С. 6.
  • Матюшина, М. Евгений Боратынский: «Я правды красоту даю стихам моим» // Тамбовские известия. - 2000. - 14 марта. - С. 13.
  • Михеев Ю. Э. Проблема времени в литературно-теоретическом и художественном истолковании Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1999. - Вып. III. - С. 23-29.
  • Никитин Г. Гармонии таинственная власть // Встреча. - 2004. - № 10. - С. 29-32.
  • Никитин Г. «Своих трудов благословенный плод» // Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 79-82.
  • Никонычев Ю. Сумрачный гений: к 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского // Книжное обозрение . - 2000. - 10 апр. - С. 16.
  • Новые страницы боратыноведения: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф., посвящённой 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского (Тамбов - Мара). - Тамбов: НМЦКА ТГУ, 2004. - 340 с.
  • О фамильных портретах рода Боратынских // Фамильные портреты рода Боратынских: альбом: из собр. Тамбовской обл. картинной галереи и Тамбовского обл. краеведческого музея / Авт.-сост. В. Козлова, Е. Романенко. - Тамбов, 1999. - С. 3-16.
  • Перегудова Л. «О дом отеческий! О край всегда любимый»: обзор публ. к 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского // Тамбовская жизнь. - 2000. - 8 июля. - С. 4.
  • Песков А. М. Боратынский: истинная повесть / Предисл. О. А. Проскурина. - М. : Книга, 1990. - 384 с.: ил.
  • Песков А. М. Боратынский: Одинакие криле // Филологические науки. - 1995. - № 2.
  • Пилипюк Е. Л. Духовный мир лирического героя Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 27-40.
  • Писатели советуются, негодуют, благодарят / Сост., авт. вступ. текстов А. Э. Мильчин . - М. : Книга, 1990. - С. 72, 125, 331, 370.
  • Прашкевич Г. М. Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) // Прашкевич, Г. М. Самые знаменитые поэты России. - М., 2001. - С. 47-50.
  • Прозорова В. «Певец пиров и грусти томной…» // Берегиня. - 2005. - № 2. - С. 31-35.
  • Пэн Д. Евгений Баратынский // Дон . - 1996. - № 10. - С. 245-255.
  • Рассадин С. Б. Без Пушкина, или начало и конец гармонии // Знамя . - 1991. - № 7. - С. 216-229.
  • Рассадин С. Б. Недоносок, или Русский изгой. Евгений Баратынский // Рассадин, С. Б. Русские, или Из дворян в интеллигенты. - М. , 2005. - С. 216-232.
  • Руделёв В. Г. Улица Баратынского // Руделёв, В. Г. Собрание сочинений в 6 тт. - Тамбов, 2000. - Т. 3. - С. 143-147.
  • Русова Н. Ю. Евгений Баратынский. Муза // Русова, Н. Ю. Тайна лирического стихотворения: от Державина до Ходасевича. - М. , 2005. - С. 43-45.
  • Семенюта Н. Девять стихотворений Е. А. Баратынского // Литература. - 2002. - № 46. - С. 8-9.
  • Соболева А. А. Проблемы национального самосознания в творчестве Е. А. Боратынского // Феномены провинции. Проблемы национального самосознания: межвузовский сб. науч. тр. - Тамбов, 1997. - Т. 5. - С. 40-47.
  • Соболева А. А. Тамбовская тропинка в судьбах трёх современников (А. С. Пушкин, Е. А. Боратынский, А. Н. Верстовский) // Библиография. - 2006. - № 4. - С. 50-56.
  • Соболева А. Наследию Боратынского новую жизнь // Библиотека. - 1997. - № 11. - С. 40-41.
  • Стахорский С. В. Баратынский Евгений Абрамович // Стахорский, С. В. Русская литература: попул. иллюстрированная энцикл. - М. , 2007. - С. 72.
  • Сурмина И. О. Баратынские // Сурмина, И., Ускова, Ю. Самые знаменитые династии России. - М. , 2001. - С. 64-68.
  • Троицкая Л. И. «Читателя найду в потомстве я»: личность и поэзия Е. А. Боратынского // Литература в школе. - 2000. - № 5. - С. 62-69.
  • Тыркова-Вильямс А. В. Жизнь Пушкина: В 2 тт. - 3-е изд., испр. - М. : Молодая гвардия, 2002. - Т. 2: 1824-1837. - 514 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 811). - С. 105, 183, 213, 286, 411, 412.
  • Февчук Л. П. Портреты и судьбы: из ленинградской Пушкинианы. - 2-е изд., доп. - Л. : Лениздат, 1990. - С. 174-175.
  • Фомин Д. В. Оформление прижизненных сборников стихов Евгения Абрамовича Боратынского // Библиотековедение. - 2003. - № 2. - С. 71-78.
  • Фомичёв С. А. «Читателя найду в потомстве я…» // Русская речь . - 1991. - № 2. - С. 7-12.
  • Хитрова Д. М. Литературная позиция Е. А. Баратынского 1820 - первой половины 1830-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М. : Российский государственный гуманитарный университет , 2005.
  • Хозиева С. И. Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Хозиева, С. И. Русские писатели и поэты. - М. , 2004. - С. 48-50.
  • Шаповалов М. «Болящий дух врачует песнопенье…» // Москва . - 2000. - № 4. - С. 202-205.
  • Шестакова Л. Л. Две «Весны» Евгения Баратынского // Русский язык в школе . - 2000. - № 2. - С. 59-65.
  • Шестакова Л. Л. Элегическая поэзия Евгения Баратынского // Детская литература. - 1994. - № 2. - С. 60-67.
  • Shaw J. Thomas. Baratynskii. A Dictionary of the rhymes. A Concordance to the Poetry. Second edition, revised. - Idyllwild, California: Charles Schlackes, Jr., Publisher, 2001.
  • Мой дар убог, и голос мой не громок,
    Но я живу, и на земле мое
    Кому-нибудь любезно бытие:
    Его найдет далекий мой потомок
    В моих стихах; как знать? душа моя
    Окажется с душой его в сношеньи,
    И как нашёл я друга в поколеньи,
    Читателя найду в потомстве я. (Е.Баратынский)

    Евгений Абрамович Боратынский (Баратынский; 1800-1844) - русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

    Баратынский был «искренним и страстным искателем истины», его творчество отличается глубиной философской мысли, совершенством художественной формы.

    Жизненный путь

    Он происходил из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в России. Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности — кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища — был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.

    Хлопоты родных Баратынского о его прощении не увенчались успехом, он уезжает в Петербург и поступает рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Вскоре его производят в унтер-офицеры, с Нейшлотским пехотным полком он отправляется в Финляндию, где проводит около 5 лет. Его восхищала суровая величественная природа Финляндии, он наблюдал за местными нравами, бытом, все это находит отражение в его творчестве.

    Первое стихотворение Баратынского было опубликовано с помощью А. Дельвига в журнале «Благонамеренный» в 1819 г. 1823-1824 г.г. – время наибольшей близости Баратынского с К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые публикуют его стихи в декабристском альманахе «Полярная звезда». Но гражданская лирика не была призванием Баратынского. Однако известная эпиграмма на военного министра А. Аракчеева «Отчизны враг, слуга царя» (1825 г.) и некоторые другие произведения говорят о довольно оппозиционных настроениях молодого поэта, но мысль изменить основы бытия кажется ему бесперспективной, бесполезной.

    Отчизны враг, слуга царя,
    К бичу народов - самовластью -
    Какой-то адскою любовию горя,
    Он не знаком с другою страстью.
    Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
    Чтобы злодействовать свободней.
    Не нужно имени: у всех оно в устах,
    Как имя страшное владыки преисподней.

    Наконец, 21 апреля 1825 г. Баратынский получает офицерское звание, едет в отпуск и затем выходит в отставку. Происходят изменения и в личной жизни поэта: он женится на Анастасии Львовне Энгельгардт. Она не обладала особенной красотой, но сам поэт сказал о ней в стихотворении «Она»:

    Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
    Что говорит не с чувствами - с душой;
    Есть что-то в ней над сердцем самовластней
    Земной любви и прелести земной.

    Брак Баратынского оказался очень счастливым.

    Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более глубокий философский характер, в ней звучат раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты…

    В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихотворения 1834-1841 г.г. В этот период усиливается мотив разлада окружающей действительности с внутренним миром человека:

    Век шествует путём своим железным;


    Поэзии ребяческие сны,

    Умер Баратынский внезапно, во время путешествия за границу, в Неаполе 29 июня 1844 г. Тело его перевезено в Петербург, где он был похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Крыловым, Гнедичем, Карамзиным на Тихвинском кладбище.

    В подмосковной усадьбе Мураново, где Баратынский провел последние годы жизни, создан литературно-мемориальный музей Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева «Мураново» — с 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

    Творчество Е. Баратынского

    По мнению многих литературоведов, основные линии творчества Баратынского были параллельны творчеству Пушкина: оба начали подражанием господствующим образцам начала века — эротико-элегической поэзии Батюшкова, элегиям Жуковского; оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма. Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием — «оригинальностью», которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил («никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим»).

    Как уже было сказано выше, юношеская ошибка и ее последствия наложили сильный отпечаток на судьбу поэта: его творчество отличается резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» — безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами.

    Есть бытие; но именем каким
    Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
    Меж них оно, и в человеке им
    С безумием граничит разуменье.
    Он в полноте понятья своего,
    А между тем как волны на него,
    Одни других мятежней, своенравней,
    Видения бегут со всех сторон:
    Как будто бы своей отчизны давней
    Стихийному смятенью отдан он;
    Но иногда, мечтой воспламененный,
    Он видит свет, другим не откровенный.

    («Последняя смерть», 1827 г., отрывок).

    Внешний мир, природа для этой лирики — только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, — «мощными годами», — периодом высшего сословного расцвета дворянства; он ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру:

    Век шествует путем своим железным;
    В сердцах корысть, и общая мечта
    Час от часу насущным и полезным
    Отчетливей, бесстыдней занята.
    Исчезнули при свете просвещенья
    Поэзии ребяческие сны,
    И не о ней хлопочут поколенья,
    Промышленным заботам преданы.

    («Последний поэт», 1835 г., отрывок).

    Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Рационалист, ищущий преодоления своего рационализма, «декадент» по темам и специфическому их заострению, символист некоторыми своими приемами, архаист по языку, по общему характеру стиля — из таких сложных, противоречивых элементов складывается цельный и в высшей степени своеобразный поэтический облик Баратынского, «не общее выраженье» — которое сам поэт справедливо признавал своим основным достоинством.

    Не ослеплен я Музою моею:
    Красавицей ее не назовут,
    И юноши, узрев ее, за нею
    Влюбленною толпой не побегут.
    Приманивать изысканным убором,
    Игрою глаз, блестящим разговором,
    Ни склонности у ней, ни дара нет;
    Но поражен бывает мельком свет
    Ее лица необщим выраженьем,
    Ее речей спокойной простотой;
    И он, скорей чем едким осужденьем,
    Ее почтит небрежной похвалой.

    («Муза», 1829 г.).

    Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более философский характер. В лирике этих лет звучат элегические раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты…

    В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихи, написанные в 1834-1841 г.

    Несколько особняком от лирики Баратынского стоят его поэмы, заслоненные от современников творчеством Пушкина.

    Глубоко своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и только в самом его конце символисты, нашедшие в ней столь много родственных себе элементов, возобновили интерес к творчеству Баратынского, провозгласив его одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым.

    Евгений Баратынский считался современниками величайшим поэтом России. Его элегии и эпиграммы читались в литературных салонах. Описаниями природы и любовной лирикой восхищались друзья-поэты. По непонятным причинам он был задвинут на задний план, но остается значительной фигурой в русской поэзии ХIХ века.

    Детство и юность

    Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 года в семье отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Баратынского и Александры Федоровны, в девичестве Черепановой. Оба супруга принадлежали к высшей знати. Абрам Андреевич состоял в свите , Лейб-гвардии Гренадерского полка. Александра Федоровна получила образование в Смольном институте благородных девиц, служила императрице .

    За верную службу братьям Абраму и Богдану император подарил имение Вяжля в Тамбовской губернии, где и родился Евгений, старший сын среди восьми детей. В 1804 году владельцы делят имущество и семья Абрама Андреевича перебирается на окраину Вяжли, где на краю живописного оврага построена новенькая барская усадьба Мара. Там прошло раннее детство поэта. В Маре написана элегия «Запустение», посвященная воспоминаниям.

    Воспитателем Евгения с братьями служил итальянец Джьячинто Боргезе, памяти которого незадолго до смерти поэт посвятил стихотворение «Дядьке-итальянцу». В семье говорили на французском языке, и первые письма, посланные мальчиком домой из петербургского пансиона, написаны по-французски. В восемь лет Баратынский начал учить немецкий язык в частном пансионе, в двенадцать – поступил в Пажеский корпус.


    В 1810 году внезапно умер отец, семья вернулась в поместье из Петербурга. Подготовку сына к поступлению в престижнейшее заведение Российской империи контролировала мать. Из писем к матери биографы поэта знают о его настроениях той поры. Подросток отличался мрачным строем мыслей, читал философские трактаты, однако готовился к службе в военном флоте.

    Планам не суждено было сбыться. Весной 1814 года за плохое прилежание к учебе юношу оставили на второй год. Компания приятелей Евгения посвящала большую часть времени не урокам, а проказам. Самоназванное «Общество мстителей» изводило нелюбимых преподавателей злыми шутками. Забавы закончились плохо – друзья украли у отца одного из мальчишек черепаховую табакерку в золотой оправе вместе с деньгами.


    В результате компанию личным распоряжением генерала Закревского исключили из Корпуса за кражу без права поступления в другие учебные заведения. Служить можно было только в чине солдата. Эта история переломила судьбу Баратынского. Он вернулся в поместье, много думал и начал писать стихи.

    Брат поэта, Ираклий Абрамович Баратынский, успешно окончивший Пажеский корпус, дослужился до генерал-лейтенанта. Занимал пост губернатора Ярославля, потом Казани, заседал в сенате.

    Литература

    В 1819 году его творения уже стали публиковаться в журналах. Современники ценили творчество Баратынского за глубину переживаний, трагизм и надрывность. Изящный слог и сплетение словесных кружев, оригинальность стиля хвалили приятели поэта, бывшие первыми критиками.


    Антон Дельвиг первым оценил незаурядный талант и напечатал одно стихотворение Баратынского без ведома автора. Восхищались творчеством молодого поэта , Петр Плетнев, Николай Гнедич, .

    Ставшие знаменитыми лирические стихотворения и поэму «Эда» Баратынский написал во время службы в Финляндии, где он провел пять лет в чине унтер-офицера. Поэта вдохновляла красота дикой северной природы и прелестная графиня Аграфена Закревская, жена генерал-губернатора Финляндии Арсения Закревского. Природа и эмоции сплетаются воедино в образе потока в стихотворении «Водопад».


    Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру Дельвигу.

    Тот передавал рукопись жене, Софье Михайловне, с просьбой переписать до точки. Но вот точек-то и не было – стихотворения завершались запятыми. Даже собственную фамилию Евгений писал по-разному. Первые стихи он подписал: «Евгений Абрамов сын Баратынской». В публикации произведений и в последнем сборнике употреблялся вариант - «Боратынский».


    Родовая фамилия происходит от названия замка Боратын в Галиции. Вариант с буквой О выбит на надгробном памятнике, а написание с буквой А закрепилось в биографии благодаря письмам Пушкина, который, рассказывая о трудах приятеля, называл его «Баратынский».

    Поэзию Евгения Баратынского критиковали с разных точек зрения. Декабристы упрекали поэта в отсутствии гражданской позиции и излишнем влиянии классицизма. Романтизма в текстах было многовато для критиков, но мало завсегдатаям литературных гостиных. Сам автор к концу жизни редактировал свои ранние вещи, убирая из них лиричность и накатанность стиля, что также не нашло понимания у поклонников таланта.

    Личная жизнь

    Поэт был женат на Анастасии Львовне Энгельгардт, дочери генерал-майора. В приданое за супругой Евгений получил прочное положение в светском обществе и богатые имения, в частности - подмосковное Мураново, ставшее родовым гнездом многочисленной семьи, а впоследствии музеем имени . Там до сих пор стоит дом, построенный под руководством Баратынского, растет посаженный им лес.


    Молодые обвенчались 9 июня 1826 года. Впрочем, по меркам ХIX века, в свои 22 года Анастасия считалась уже вполне зрелой особой. Она слыла умной, но некрасивой, отличалась тонким литературным вкусом и нервным характером. В браке родилось девять детей.

    Молодой муж отбросил мечты и занялся обустройством быта. По письмам Баратынский тридцатых годов кажется добросовестным хозяином и отцом. К этому периоду относятся стихи «Весна, весна! как воздух чист!», в котором поэт просто радуется жизни, и «Чудный град порой сольется», в котором отмечает, что «мгновенные созданья поэтической мечты исчезают от дыханья посторонней суеты».

    Смерть

    Последний сборник стихотворений «Сумерки» критики жестоко раскритиковали. Особенно отличился , с которым Баратынский полемизировал до самой смерти. По мнению , Белинский виновен в ранней смерти Баратынского, поскольку ранил чувствительную душу поэта пренебрежительным тоном и оскорбительными сравнениями.


    Осенью 1843 года Баратынский с женой отправляется в путешествие по Европе. Посещает крупные города Германии, живет полгода в Париже. Весной 1844 года путешественники плывут из Марселя в Неаполь. Ночью поэт написал пророческое стихотворение «Пироскаф», в котором выразил готовность умереть.

    В Неаполе у Анастасии Львовны случился припадок, который сильно подействовал на ее мужа. Усилились головные боли, которые давно мучили Баратынского. На следующий день, 29 июня 1844 года, поэт умер. Официальной причиной смерти назван разрыв сердца. В августе 1845 года тело поэта вернулось на родину, в Петербург. Евгения Баратынского предали земле на Ново-Лазаревском кладбище, расположенном на территории монастыря .

    Библиография

    • 1826 – поэма «Эда»
    • 1826 – поэма «Пиры»
    • 1827 – собрание стихотворений
    • 1828 – поэма «Бал»
    • 1831 – поэма «Наложница» (первоначальное название «Цыганка»)
    • 1831 – рассказ «Перстень»
    • 1835 – собрание стихотворений в двух частях
    • 1842 – сборник стихов «Сумер¬ки»
    • 1844 – «Пироскаф»

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное