Домой Туалет Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. Михаил григорьевич ярошевский Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. Михаил григорьевич ярошевский Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в

Биография

Учениками М. Г. Ярошевского является ряд известных современных российских психологов, в частности, Т. Д. Марцинковская и др.

Основные идеи

М. Г. Ярошевский известен прежде всего как автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии» (1966) он прослеживает историю развития психологического знания (от древневосточной психологической мысли до современности) под углом того, как изменялось понимание этого принципа. История психологии рассматривается Ярошевским как история прогресса «детерминистического знания» . В монографии «Психология в XX веке» (1971) Ярошевский обратился к исследованию устойчивых и неизменных компонентов научного знания - научных категорий, принципов и проблем. Анализируя основные направления психологии, он выделил основные категории, которые служат основанием каждого направления (образ, мотив , действие, отношение и личность) . В последующих работах Ярошеский обратился к изучению социальных аспектов развития научного знания, ввёл понятие «оппонентный круг» - круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность учёного . Разработал программно-ролевой подход к изучению развития науки .

Сочинения

Книги

  • Ярошевский М. Г. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. 1966; несколько изданий
  • Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л. И. Анцыферовой);
  • Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
  • Ярошевский М. Г. Психология в XX в.;
  • Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М .: Политиздат , 1985. - 431 с.
  • Ярошевский М. Г. Репрессированная наука / Под ред. М. Г. Ярошевского. - СПб. : Наука , 1994. - 317 с.
  • Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М .: Инфра-М, 1998. - 525 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-812-4
  • Ярошевский М. Г. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М .: Академия, 2002. - 512 с.

Статьи

  • Ярошевский М. Г. Кибернетика - наука мракобесов [ фрагменты ]// Литературная газета , 5 апреля 1952
  • Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии , 1985. - №6. - С.14
  • Ярошевский М. Г. "Л. С. Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90 летию со дня рождения) // Вопросы психологии , 1986. - №6. - С.95
  • Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) // Вопросы психологии , 1988. - №3. - С.172
  • * Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский - жертва «оптического обмана» // Вопросы психологии , 1993. - №4. - С.55
  • Ярошевский М. Г. Несколько штрихов к портрету С. В. Кравкова // Вопросы психологии , 1993. - №5. - С.94
  • Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука , 1991. - С. 6-33

О М. Г. Ярошевском

  • Марцинковская Т. Д. Грани творчества М.Г. Ярошевского: история психологии, историческая психология, методология // Вопросы психологии . - 2010. - № 6. - С. 91-98.
  • Аллахвердян А. Г., Юревич А. В. Как репрессированный аспирант стал историком «репрессированной науки» // Вопросы психологии . - 2010. - № 6. - С. 109-112.

Примечания

Ссылки

  • М. Г. Ярошевский. История психологии от античности до середины ХХ в.; М., 1996 HTML

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Историки СССР
  • Историки России
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Родившиеся в 1915 году
  • Родившиеся 22 августа
  • Умершие в 2001 году
  • Умершие 22 марта
  • Психологи по алфавиту
  • Родившиеся в Херсоне
  • Выпускники СПбГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тамбовка (Амурская область)
  • Лилиуокалани

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Ярошевский Михаил Григорьевич - (род. 1915) отечественный психолог. Биография. В 1945 г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института… … Большая психологическая энциклопедия

    Ярошевский Михаил Григорьевич - (род. 1915) отечественный психолог. В 1945 г. под руководством С.Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании& … Психологический словарь

    Ярошевский Михаил Григорьевич - (р. 1915), психолог, историк науки, доктор психологических наук (1961), почётный член РАО (1993). В 1938—39 был репрессирован. Труды в области истории и теории психологии, науковедения, психологии творчества … Большой Энциклопедический словарь

    Ярошевский Михаил Григорьевич - Михаил Григорьевич Ярошевский (22 августа 1915, Херсон 22 марта 2002, Москва) российский психолог и историк отечественной науки, доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, главный научный сотрудник Института истории… … Википедия

    Ярошевский, Михаил Григорьевич - (1915 2001) психолог, почетный член РАО (1993), д р психологических наук и профессор (1961). В 1945 51 в Институте философии АН СССР; в 1951 65 преподавал в вузах Средней Азии. С 1965 в Институте истории естествознания и техники АПН СССР.… … Педагогический терминологический словарь

    Ярошевский, Михаил Григорьевич - (1915 2001) Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с … Кто есть кто в российской психологии

    ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич - (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), д р психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин те философии АН СССР (1945 51), в пед. ин тах Куляба, Ленин абада, Душанбе (1951 65), в Тадж. ун те (1963 65), где… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич - (1915 2002) российский психолог, историк науки, методолог и философ. Доктор психологических наук (1961), профессор (1961). Академик Академии педагогических и социальных наук (1996), Действительный член Нью Йоркской академии наук (1994), Почетный… … Социология: Энциклопедия

    Михаил Григорьевич Ярошевский - (22 августа 1915, Херсон 22 марта 2002, Москва) российский психолог и историк отечественной науки, доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, Москва.… … Википедия

    Ярошевский - Ярошевский русская фамилия. Происхождение фамилии от сокращённой формы имени Ерофей, означающего по гречески «освящённый богом» . Известные носители: Ярошевский, Василий Александрович (род. 1932) советский и российский учёный. Ярошевский … Википедия


(1915-2001) - рос. сов. психолог, известный г. о. своими работами по истории психологии и научной методологии, автор более 50 книг в области истории психологии от античности до современности. Основные работы: "История психологии" (1966); "Психология в XX столетии" (1971); "И.М. Сеченов и мировая психологическая мысль" (1981); "Л.С. Выготский : в поисках новой психологии" (1993).

Психологический словарь. И. Кондаков

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) - отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Учение Потебни о языке и сознании". С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов "Вопросы истории естествознания и техники" и "Психологического журнала".

Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно-логическим, научно-социальным и личностно-психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.

Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
История психологии. 1966;
Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л.И. Анцыферовой);
Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
Психология в XX в.;
(Ред.) Краткий психологический словарь. (совм. с А.В. Петровским)

История психологии в лицах

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915-2001) - российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: Вопросы психологии, Психологический журнал и др.

В 1997 (совместно с А.В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях и премии Г.И. Челпа-нова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: Выдающиеся психологи Москвы.

В 1937г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном.
В 1938г. был репрессирован в связи с делом Л.Н. Гумилева.
В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991г.).
В 1941 - 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943г. Я. - аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис: Учение А.А. Потебни о языке и сознании.
В 1945 - 1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва).
С 1951г. - ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та.
С 1955г. - зав. кафедрой психологии Куляб-ского педагогического ин-та. В 1960-1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного ун-та.
В 1962г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века (1961).
В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР.
В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором Психологии научно-технического творчества (позднее преобразованный в сектор Социальной психологии науки) ИИЕиТ АН СССР.
С 1989 по 1997 г. -гл.н.с. ИИЕиТ РАН.

Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки (Психология науки / в соавт., М., 1998.).

интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонен-тный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления - исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку (Наука о поведении: русский путь, М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980-1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе.

Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. (История психологии / в соавт., М., 1994; История и теория психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; Основы теоретической психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; Психология (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; Теоретическая психология / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей - Краткий психологический словарь, М., 1985, 1998; Психология. Словарь, М., 1990. Автор монографий: История психологии (1966, 1976, 1985); Психология в XX столетии (1971, 1974); Развитие и современное состояние зарубежной психологии (1974, в соавт.);

22 марта 2001 г. на 86м году жизни скончался выдающийся российский ученый Михаил Григорьевич Ярошевский.

М.Г.Ярошевский родился 22 августа 1915 г. в Херсоне. Окончив в 1937 г. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена, М.Г.Ярошевский поступил в аспирантуру, стремясь, как и его учитель С.Л.Рубинштейн, заниматься методологическими проблемами психологии. Однако вскоре он был арестован и провел около года в тюрьме. В деле по обвинению в антисоветской деятельности вместе с М.Г.Ярошевским проходили и другие студенты и аспиранты института, в том числе и Л.Н.Гумилев, дружеские отношения с которым сохранялись еще долгое время. После освобождения М.Г.Ярошевский смог, переехав в Москву, продолжать свою научную деятельность.

В 1945 г. он защитил кандидатскую диссертацию "Учение А.А.Потебни о языке и сознании ", в которой были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории А.А.Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова и влияние его идей на психолингвистические теории начала XX в. В Москве М.Г.Ярошевский продолжил совместную работу с С.Л.Рубинштейном, по рекомендации которого он начал работать в Институте философии АНСССР. Однако развернувшаяся кампания борьбы с космополитизмом привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан, где М.Г.Ярошевский проработал до 1965 г. В этот же период он опубликовал одну из лучших и самых любимых своих работ "Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века " (Душанбе, 1961), которая легла в основу его докторской диссертации, защищенной в 1961 г.

С 1965 г. М.Г.Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М.Г.Ярошевского была тесно связана и с Психологическим институтом РАО, где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нем, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почетным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом НьюЙоркской Академии наук (1994).

М.Г.Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и ее методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М.Г.Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учет социальноисторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.

Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами, как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, М.Г.Ярошевский смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния. Созданный М.Г.Ярошевским подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии, и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем.

Исследование социальной ситуации развития психологии в России привело М.Г.Ярошевского к созданию нового направления в науковедении - социальной психологии науки, которая помогла выявить не исследованные прежде аспекты научного творчества, определить понятие научной школы. Исходя из введенного им понятия "исследовательская программа ", вокруг которой объединяется группа ученых, образующих научную школу, М.Г.Ярошевский описал школы, существовавшие в российской психологии (школы Павлова, Выготского), проанализировал их методологию.

В русле социальной психологии науки М.Г.Ярошевский впервые изучил и описал особенности российской психологии, в которой зародилось направление, название им "наука о поведении ". Он доказал, что основы этого течения были заложены такими выдающимися учеными, как И.М.Сеченов, Н.Н.Ланге, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.Н.Бернштейн, и продолжены в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Огромное значение для истории и методологии психологической науки имели работы М.Г.Ярошевского, посвященные изучению естественнонаучных корней российской психологии, в частности работам И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Его когнитивный стиль также отличало стремление к точности, объективному и полному анализу существа вопроса. Именно поэтому проблема детерминизма, а впоследствии и других методологических принципов психологии стала одной из центральных тем его творчества.

Однако приверженность М.Г.Ярошевского естественнонаучной психологии не исключала интереса к философии, в том числе к тем психологическим концепциям, которые разрабатывались в русле русской гуманистической философии. В последние годы в фокус его исследовательских интересов попала концепция В.С.Соловьева, трагическую фигуру которого он анализировал не только с научных, но и с личностных позиций. Боязнь не успеть достроить создаваемую им концепцию исторической психологии науки, прояснить свои взгляды окружающим, в том числе и ученикам, стимулировала его научную деятельность. Это привело к необычайной продуктивности в последние десятилетия, в написании нескольких фундаментальных монографий: "Л.С.Выготский: в поисках новой психологии " (1993), "Историческая психология науки " (1995), "Наука о поведении - русский путь " (1996).

Анализ истории создания Психологического института РАО заставил М.Г.Ярошевского поновому взглянуть и на фигуру Г.И.Челпанова, который был вдохновителем изучения одной из немногих оставшихся в России немарксистских научных школ, существовавшей в Государственной академии художественных наук (ГАХН).

Изучение трагически оборвавшейся деятельности (а часто и жизни) многих российских ученых дало М.Г.Ярошевскому основание ввести в научный оборот новое понятие "репрессированная наука ", а также поставить вопрос о необходимости восстановления полной и адекватной картины развития российской психологии, искаженной вследствие

многих идеологических штампов. Материалы о жизни и творчестве отечественных ученых, накопленные М.Г.Ярошевским, показали, что прекращена была деятельность не только тех, кого арестовали и расстреляли, но и тех, кто остался, но не смог продолжить свою работу в первоначально задуманном направлении. Он предполагал обобщить этот материал в новой книге "Психология в терминах драмы ", которая, к сожалению, так и не была написана.

от античности до середины ХХ в.


В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных

наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее

взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории

отечественной психологической мысли.

ISBN 5-7695-0068-9
Содержание:
От автора

Глава I



Психологическая наука и ее предмет

Теоретическое и эмпирическое знание

Предмет истории психологии

Научная деятельность в трех аспектах

Логика развития науки

Общение – координата науки как деятельности

Личность ученого

Задачи истории психологии

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО

Анимизм


Гилозоизм

Гераклит: душа как «искорка Логоса»

Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах

Алкмеон: мозг – орган души

Анаксагор: «ум» как начало вещей

Софисты: учителя мудрости

Сократ: познай самого себя

Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела

Психологические воззрения в эпоху эллинизма

Стоики


Эпикурейцы

Проблемы нравственного поведения и воспитания

Александрийская наука


Филон: пневма как дыхание

Плотин: понятие о рефлексии

Августин: понятие о внутреннем опыте
ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И

ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ


ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного

Томас Гоббс: ассоциация идей

Джон Локк: два вида опыта


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Давид Гартли: основоположник ассоцианизма

Джордж Беркли: вещь как комплекс

Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций

Историческая судьба учения об ассоциациях

Психологические взгляды французских просветителей

Ростки исторического подхода

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Естественнонаучные предпосылки

Развитие ассоцианизма

Джон Стюарт Милль: ментальная химия

Александр Бэн: пробы и ошибки

Герберт Спенсер: эволюционная психология

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

Появление принципа биологическога детерминизма

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Изучение навыков
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема индивидуальных различий

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стелла Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства


ЗООПСИХОЛОГИЯ

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемасть психических актов
СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Психология народов»

«Коллективный организм»

Вклад психоневрологов

Внушение и подражание

Э.Дюркгейм: коллективные представления

Концепция ценностей

Концепция инстинктов


ПСИХОТЕХНИКА

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
СТРУКТУРАЛИЗМ
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
БИХЕВИОРИЗМ
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология


НЕОФРЕЙДИЗМ

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология
ТЕОРИЯ ШТЕРНА
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Середина века

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского

П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики

А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века


УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА

Университетскае психологические школы

Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я.Грот: личность и свобода воли

Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л.Франк: душа человека

М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И.Введенский: знание и вера

Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства

Некоторые итоги


РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Первые шаги

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии


РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М.Сеченой – основатель науки о поведении

И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности

Объективная психология В.М.Бехтерева

А.А.Ухтомский – учение о доминанте


ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Реактология

Психология социального бытия Г.Г.Шпета

Разгром педологии

Л.С.Выготский: теория высших психических функций
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я.Басов: человек – деятель в среде

С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности


О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие
ОТ АВТОРА
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в

двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об

устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой -

возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления

нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят до

стижения прошлого.


На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие

конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о

поведении и сознании. Помочь читателю про следить, как из века в век

создавалась эта система, - задача этой книги. В ней конспективно представлены

психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись

психологического познания.
Конечно, подход каждого исследователя своеоб разен, на нем сказываются приметы

времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто

так не меняется, как неизменное про шлое"; оно по-разному видится в зависимости

от ме тодологических воззрений исследователя.


В смене научных теорий и фактов, которую иног да называют "драмой идей", есть

определенная ло гика - сценарий этой драмы. Вместе с тем произ водство знаний

всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непо

знанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать

полноценную картину

этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо

рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и лич постной.
Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.

е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах,

научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также

глубинного лич ностного, духовного смысла.


Человек не может осмысленно жить и действо вать, если его существование не

опосредовано ка кими-то устойчивыми ценностями, несравненно бо лее прочными,

чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они

надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания.

Приобщаясь к ис тории науки, мы ощущаем причастность к велико му делу, которым

веками были заняты благород ные умы и души и которое незыблемо, пока суще

ствует человеческий разум.
Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических

работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

ГЛАВА I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая История психологии - это наука и ее особая отрасль знания,

имеющая предмет собственный предмет. Его нель зя смешивать с предметом самой

психологии как науки.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни,

которую обычно называют душевной или психической.


Каждый знает, что люди различаются по характе ру, способности запоминать и

мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. .п. Такие обыденные

представления о различиях между людьми складыва ются у нас с малых лет и

обогащаются по мере на копления жизненного опыта.


Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто

лучше других раз бирается в окружающих людях, в их вкусах, пред почтениях,

мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока

человеческих душ (не зависимо от того, читал ли он книги по психологии,

обучался ли специальному анализу причин поведе ния или душевной смуты), т. е.

здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.


Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря

ему люди ов ладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики,

открыли законы физики и хи-мил. И не случайно научная психология стоит в одном

ряду с этими дисциплинами. Она взаимо действует с ними, но ее предмет

неизмеримо слож нее, ибо сложнее человеческой психики нет ниче го в известной

нам Вселенной.


Каждая новая крупица научного знания о психи ке добывалась усилиями многих

поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики

его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная

коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, пе реходы от одних

ее форм к другим изучает история психологии.
Итак, у психологии один предмет, а у истории пси хологии - другой. Их

непременно следует разграни чивать.


Что же является предметом психологии? В самом общем определении - психика живых

существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя

удовлетвориться.
Следует объяснить, во-первых, какими призна ками отличается психика от других

явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных.

Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем

же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления

обозначались словом "ду ша". Да и поныне это слово часто.звучит, когда речь

идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда,

подчеркивая его поло жительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим,

что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" ус

тупил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но

настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось

понятие о бессознательной психике. Дол гое время оно оставалось в тени, однако

в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные

взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведе нием.

Но и этим представление о сфере, изучае мой психологией как наукой, отличной от

других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг

явлений, подлежащих ее ве дению, той формы жизни, которой дали имя "по ведение".

С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже

это са мо по себе говорит о глубинных изменениях, кото рые претерпели воззрения

на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобра-зять его в

понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.


Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по

себе, независи мо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело -

предмет науки. Она его строит с по мощью специальных средств, своих методов,


Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей

их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в

жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной сто

роны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром - с другой.

Естественно поэ тому, что любая попытка освоить предметную об ласть психологии

включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незри

мые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов

(различных форм взаимоотношений индивида с другими людь ми). Когда изменялись

взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и

научные данные о психике..


Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным

кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных пережи ваний и

наблюдений за окружающими, из своего пси хологического опыта.
Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее в практике своей жизни

познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честь и т. д.

Равным образом, не изучая психоло гии, человек способен разбираться в

психическом облике своих ближних. Но подобно тому как наука раскрывает перед

ним устройство и законы физи ческого мира, она просвечивает своими понятия ми

тайны психического мира, позволяет проник нуть в законы, которые им правят. Шаг

за шагT их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин

новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки

историчен. И эта история вовсе не оборва лась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его

"биографии", без вос создания "драмы идей", в которой были задейст вованы и

величайшие умы человечества, и скром ные труженики науки.


Поскольку мы затронули вопрос, касающийся от личия житейской мудрости от

научного знайия, сле дует хотя бы кратко оценить специфику последнего.


Научное знание принято де-Теоретическое лить на теоретическое и эмпири-в

эмпирическое ческое. Слово "теория" греческо-знание го происхождения. Оно

означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяс нять и

предсказывать явления. Обобщение соотно сится с данными опыта, или (опять же

по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требу ющих прямого

контакта с изучаемыми объектами.


Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину

действительности, тог да как эмпирические свидетельства органов чувств -

иллюзорную.
Об этом говорит вечно поучительный пример вра щения Земли вокруг Солнца. А. С.

Пушкин в стихо творении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста

Зенона с киником Диогеном, за нял сторону первого.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить: Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа,

забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день прея

нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.


Зоной в своей известной апории "стадия" по ставил проблему о противоречиях

между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей

теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется прой

ти ее половину, но прежде этого - половину по ловины и т. д., т. е. невозможно

коснуться беско-печного количества точек пространства в конеч ное время.
Опровергая эту апорию молча, простым движени ем, Диоген игнорировал Зенонов

парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул вели кое

преимущество теории напоминанием об "упря мом Галилее", благодаря которому за

видимой, об манчивой картиной мира открылась истинная.


В то же время эта истинная картина, противоре чащая чувственному опыту, была

создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюде ния

перемещений Солнца по небосводу.
Здесь выступает еще один решающий признак на учного знания - его

опосредованность. Оно строит ся посредством присущих науке интеллектуальных

операций, структур и методов. Это целиком отно сится к научным представлениям о

психике.
На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о

фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа-потемки"). Причем та кого мнения

придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от

других дис циплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"),

особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из кото рых

образуется структура сознания.
Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями

сознания, досто верное знание о них достигается благодаря объек тивному

методу-Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем

преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных

феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты

лич ности о своих ощущениях, переживаниях и т. п. - "сырой" материал, который

только благодаря обра ботке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим

научный факт отличается от житейского.


Сила теоретической абстракции и обобщений ра ционально осмысленной эмпирии

открывает зако номерную причинную связь явлений.


В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные

законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления -

например нерукотворные солнечные затмения и эф фекты производимых людьми

ядерных взрывов.


Конечно, психологии по своим теоретическим до стижениям и практике изменения

жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превос ходят физические

по своей сложности и трудности их познания. Физик А. Эйнштейн, знакомясь с опы

тами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение фи зических проблем - детская

игра сравнительно с за гадками детской игры.
Тем не менее и о детской игре, как особой форме человеческого поведения,

отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психоло гия

знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов,

касающихся за кономерностей интеллектуального и нравственного развития

личности, мотивов ее ролевых реакций, ди намики социального восприятия.
Простое, всем понятное слово "игра" - крошеч ная вершина гигантского айсберга

душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процесса ми, историей

культуры, "излучениямл" таинствен ной человеческой природы.
Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного

наблюдения и экспе римента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии

протянулись нити к практике, прежде все го к педагогической (но не только к

ней).
В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание.

В его построе нии обычно незримо представлены философские, ме тодологические

установки исследователей. Это ка сается всех наук, применительно же к

психологии связь с философией являлась особенно тесной. Бо лее того, до

середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии.

По этому печать конфронтации философских школ ле жит на конкретных учениях о

психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим

объяснениям противостояли идеалистические, рато вавшие за версию о духе как

первоначале бытия. За частую идеализм соединял научное знание с религи озными

верованиями. Но религия является отлич ной от науки сферой культуры, имеющей

свой образ


10

мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.


Вместе с тем ошибочно было бы считать психоло гические учения, созданные в

русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную

роль в прогрессе психологического позна ния сыграли идеалистические системы

Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных

явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими

явлениями поглощены различные формы куль туры - не только религия, философия,

наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испыты вает свою

историческую судьбу, то, обращаясь к ис тории психологии, надо определить

критерии, на которые следует ориентироваться в этой области ис следований,

чтобы реконструировать ее собственную летопись.


История науки - особая об-Предмет пасть знания. Ее предмет суще-исторап ственно

иной, чем предмет той психологии науки, развитие которой она изу чает.


Следует иметь в виду, что об истории науки мож но говорить в двух смыслах.

История - это реаль но совершающийся во времени и пространстве про цесс. Он

идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те

или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный

компонент культуры, она возникает и.изменяется безотносительно к тому, какие

мнения по поводу этого развития высказы вают различные исследователи в

различные эпохи и в различных странах.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления

о душе, созна нии, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить,

от чего она зависела, и призвана история психологии.
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической

жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы

открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность , а именно реальность

ощущений и вос приятий, памяти и воли, эмоций и характера, то пред метом

истории психологии служит другая реальность, а именно - деятельность людей,

занятых познанием психического мира.
Эта деятельность совершает-Научная ся в системе трех главных коор-деятельность

динат: когнитивной, социальной в трех аспектах и личностной. Поэтому можно


сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.
Когнитивный аппарат выра-Логика развития жен во внутренних познаватель-науки

ных ресурсах науки. Поскольку


наука - это производство ново го знания, они изменялись, совершенствовались.

Эти средства образуют интеллектуальные структу ры, которые можно назвать строем

мышления. Сме на одного строя мышления другим происходит за кономерно. Поэтому

говорят об органическом ро сте знания, о том, что его история подвластна

определенной логике. Никакая другая дисципли на, кроме истории психологии, эту

логику, эту за кономерность не изучает.


Так, в XVII веке сложилось представление об ор ганизме как своего роде машине,

которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что

действиями организма управляет ду ша - незримая бестелесная сила. Апелляция к

бес телесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.


Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен

локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его

механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в

нем сидит лошадь". Раз в нем сидит ло шадь, значит-все ясно. Сама лошадь в

объясне нии не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые

относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и

поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.
12

Прогресс же научного знания заключался в по иске и открытии реальных причин,

доступных про верке опытом и логическим анализом. Научное зна ние - это знание

причин явлений, факторов (детер минант), которые их порождают, что относится ко

всем наукам, в том числе и к психологии. Если вер нуться к упомянутой научной

революции, когда тело было освобождено от влияния души и стало объяс няться по

образу и подобию работающей машины, то это произвело переворот в мышлении.

Результа том же явились открытия, на которых базируется со временная наука. Так,

французский мыслитель Р. Де карт открыл механизм рефлекса. Не случайно наш

великий соотечественник И. Л. Павлов поста*л око ло своей лаборатории бюст

Декарта. *
Причинный анализ явлений принято называть де терминистским (от лат. "детермино"

Определяю). Детерминизм Декарта и его последователей был ме ханистическим.

Реакция зрачка на свет, отдергивание руки от горячего предмета и другие реакции

ор ганизма, которые прежде ставились в зависимость от души, отныне объяснялись

воздействием внеш него импульса на нервную систему и ее ответным действием.

Данной же схемой объяснялись простей шие чувства (зависящие от состояния

организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и

другие функции организма, отно симые к разряду психических.


Такой строй мышления царил до середины XIX века. В этот период в развитии

научной мысли про изошли новые революционные сдвиги. Учение Дар вина коренным

образом изменило объяснение жиз ни организма. Оно доказало зависимость всех

функ ций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и

приспособления (адаптации) к внеш ней среде. Это был биологический детерминизм,

ко торый пришел на смену механистическому.


Согласно Дарвину, естественный отбор безжало стно истребляет все, что не

способствует выжива нию организма. Из этого следовало, что и психика не могла

бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за

существование. Но ее реальность можно было понимать по-разному. Можно было

трактовать психику как исчерпывающе

объяснимую теми же причинами (детерминантами), которые правят всеми другими

биологическими про цессами. Но можно предположить, что она этими де

терминантами не исчерпывается. Прогресс науки привел ко второму выводу.


Изучение деятельности органов чувств, скоро сти психических процессов,

Или

М.: Академия, 1996/ - 416 с.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.

Формат: doc / zip

Размер: 415 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 341 Кб

/ Download файл

Содержание:
От автора
Глава I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая наука и ее предмет
Теоретическое и эмпирическое знание
Предмет истории психологии
Научная деятельность в трех аспектах
Логика развития науки
Общение – координата науки как деятельности
Личность ученого
Задачи истории психологии
Глава II
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Анимизм
Гилозоизм
Гераклит: душа как «искорка Логоса»
Демокрит: душа – поток огненных атомов
Гиппократ: учение о темпераментах
Алкмеон: мозг – орган души
Анаксагор: «ум» как начало вещей
Софисты: учителя мудрости
Сократ: познай самого себя
Платон: душа и царство идей
Аристотель: душа – способ организации тела
Психологические воззрения в эпоху эллинизма
Стоики
Эпикурейцы
Проблемы нравственного поведения и воспитания
Александрийская наука
Гален
Филон: пневма как дыхание
Плотин: понятие о рефлексии
Августин: понятие о внутреннем опыте
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Глава III
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа
Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного
Томас Гоббс: ассоциация идей
Джон Локк: два вида опыта
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение
Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
Джордж Беркли: вещь как комплекс
Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций
Историческая судьба учения об ассоциациях
Психологические взгляды французских просветителей
Ростки исторического подхода
Глава V
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Естественнонаучные предпосылки
Развитие ассоцианизма
Джон Стюарт Милль: ментальная химия
Александр Бэн: пробы и ошибки
Герберт Спенсер: эволюционная психология
Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика
Появление принципа биологическога детерминизма
Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии
Глава VI
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Сертификат» на независимость
Эрнст Вебер: зарождение психофизики
Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
Франц Дондерс: время реакции
Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии
Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции
Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов
Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии
Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
Изучение навыков
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Проблема индивидуальных различий
Френсис Гальтон: наследственность гения
Развитие метода тестов
Альфред Бине: диагностика умственного развития
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область
Стелла Холл: рождение педологии
Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии
Эрнст Мейман: педагогическая психология
Эдуард Клапаред: идея саморазвития
Арнольд Гезелл: нормальное детство
Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка
Карл Бюлер: стадии психического развития
Маргарет Мид: этнопсихология детства
4. ЗООПСИХОЛОГИЯ
Дарвин и подъем сравнительной психологии
Психика животных и психика человека
«Закон экономии» Ллойд-Моргана
Дискуссия о вариативности поведения
Жак Леб: теория тропизмов
Можно ли приписать сознание инфузории?
Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом
Познаваемасть психических актов
5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Психология народов»
«Коллективный организм»
Вклад психоневрологов
Внушение и подражание
Э.Дюркгейм: коллективные представления
Концепция ценностей
Концепция инстинктов
6. ПСИХОТЕХНИКА
Глава VII
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
2. СТРУКТУРАЛИЗМ
3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ
5. БИХЕВИОРИЗМ
6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ
7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа
Карл Густив Юнг: аналитическая психология
Альфред Адлер: индивидуальная психология
12. НЕОФРЕЙДИЗМ
Карен Хорни: образ Я
Эрих Фромм: «бегство от свободы»
Гарри Спок Салливен: межличностные отношения
Эрик Эриксон: Эго-психология
13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА
14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Середина века
Два направления в проблеме человека
Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского
П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте
К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики
А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль
Изменение социальной ситуации в конце XIX века
3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА
Университетскае психологические школы
Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души
Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество
Н.Я.Грот: личность и свобода воли
Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма
С.Л.Франк: душа человека
М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики
А.И.Введенский: знание и вера
Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества
Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства
Некоторые итоги
4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Первые шаги
Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии
Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии
5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ
Достойный памятник русского ума
И.М.Сеченой – основатель науки о поведении
И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности
Объективная психология В.М.Бехтерева
А.А.Ухтомский – учение о доминанте
6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
Реактология
Психология социального бытия Г.Г.Шпета
Разгром педологии
Л.С.Выготский: теория высших психических функций
7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
М.Я.Басов: человек – деятель в среде
С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности
А.Д.Леонтьев: строение деятельности
8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие
Рекомендованная литература

Новое на сайте

>

Самое популярное