Домой Канализационные трубы Психология и педагогика. Столяренко A.M. Столяренко А. М. С81 Психология и педагогика: Учеб пособие для вузов Основные категории психологии. Структура психики человека

Психология и педагогика. Столяренко A.M. Столяренко А. М. С81 Психология и педагогика: Учеб пособие для вузов Основные категории психологии. Структура психики человека



А.М. СТОЛЯРЕНКО

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений



Москва 2004



Одобрено Учебно-методическим объединением по психологии университетов России

УДК (075.8) ББК 88я73+74.00я73 С81

Рецензенты:

д-р социол. наук, проф. В.М. Кукушин

(нач. кафедры психологии, педагогики и организации

работы с кадрами Академии управления МВД РФ);

д-р психол. наук, проф. А.И. Панкин;

заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, проф. ИВ. Горлинский;

кафедра психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел

Юридического института МВД России

(нач. кафедры д-р юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкин)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с. ISBN 5-238-00259-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дис­циплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психоло­гия и педагогика».

Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овла­деть основами психологии и педагогики.

ББК 88я73+74.00я73

ISBN 5-238-00259-9 О A.M. Столяренко, 2001

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляют­ся на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни гово­рили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Не­возможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его гражда­не и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане - образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профес­сиональнее, способнее как по личным качествам, так и по пове­дению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совер­шеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.

Предисловие

Современная концепция высшего образования в России ис­ходит из того, что образованный человек должен хорошо разби­раться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для самораз­вития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представле­ниями.

Психология и педагогика - науки о жизни. Это прикладные науки. Их знания - не балласт для памяти, который можно вы­бросить после сдачи зачета или экзамена. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образован­ного человека, его внутренних установок и привычек, использо­ваться как инструмент при решении проблем жизни и профес­сиональной деятельности. Именно в таком эвристическом клю­че и раскрываются они в учебном пособии.


Самым непонятным в этом мире является то, что он все-таки понятен.

А. Эйнштейн
Раздел 1.

Психология и педагогика:

основы

Глава 1

Психология и педагогика

в жизни, деятельности, науке

и образовании

1.1. Учебная дисциплина

«Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения


Психология

и педагогика в высшем

образовании
Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому об­разованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и обра­зования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав гра­ждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать ре­шения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписа­ным законам. Учебные планы образовательных учреждений по­этому включают ряд новых обязательных для всех учебных дис­циплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и со­вершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать дру­гим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь


1, Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании

житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибоч­ными представлениями.

«Государственные образовательные требования {федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню под­ готовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитар­ ные и социально-экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психи­ки человека, знать основные психические функции и их физио­логические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах проис­ходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формиро­вании личности; понимать значение воли, эмоций, потребно­стей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состоя­ния, владеть простейшими приемами психической саморегуля­ции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определе­ния и решения педагогических задач как в семье, так и в трудо­вом коллективе. Предлагаемое учебное пособие отвечает необ­ходимости овладения студентами этим минимумом содержания и уровня подготовки по психологии и педагогике.

.. Цель изучения учебной дисциплины

Цели и задачи изучения психологии «Психология и педагогика» в высшем об-
и педагогики разовательном учреждении: повышение об-

разованности молодых специалистов в во­просах научной психологии и педагогики, психологических и педа­гогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жиз­ни и профессиональной деятельности. Основные задачи:


  • ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности, возникаю­щих перед каждым человеком и человеческими общностями;

  • достижение научного понимания студентами основ пси­хологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

Ifi

Раздел I. Психология и педагогика: основы


  • раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации 1 и самоутверждении 2 человека;

  • ознакомление студентов с психологическими и педагоги­ческими основами жизни и деятельности в условиях современ­ного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;

  • психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

  • содействие гуманитарному развитию студентов, их психо­логического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

  • ознакомление с возможностями использования рекомен­даций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психоло­гической и педагогической техникой;
1 Каждому человеку, появившемуся на свет, которому дарована жизнь, важно
сполна использовать в ней свои потенциальные возможности. Это прежде всего
связано с возможностями стать человеком, отвечающим мировому уровню дос­
тижений человеческой цивилизации, овладевшему общечеловеческими мораль­
ными ценностями, интеллектом, образованностью, культурой, способностями,
профессион&чьной умелостью, а также благами, которые может предоставить
современное обшество. Зависит это прежде всего от самого человека, от его
работы над собой, желания достигнуть в жизни многого, целеустремленности,
упорства, от умного, умелого, морально чистоплотного и правомерного исполь­
зования им предоставляемых жизнью и обществом возможностей, прав и сво­
бод. Все это и подразумевается, когда говорят о самореализации человека.

2 Самоутверждение - важнейший продукт самореализации. Человек - это его
лела, достоинства и недостатки, воплощенные в продуктах жизни и деятельно­
сти. Человек - не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, воля,
его мораль, упорный труд. Человек самовыражается и самоутверждается в лслах.
в том длинном шлейфе-следе, который он оставляет в жизни. Он самоутвержда­
ется во мнении людей о нем и его делах, в положении среди них, в котором он
в результате оказывается. Самоутверждение - это и объективно обоснованное
уважение его к самому себе как к достойному человеку, не замаравшему себя
ничем, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться. Самоут­
верждение в своем самосознании связано с пониманием того, что драгоценное и
неповторимое время жизни не тратилось и не тратится попусту, возможности
условий, складывавшихся обстоятельств, своих прав и свободы не «унесены вет­
ром» в безвозвратное прошлое, а использованы и используются сполна, а если
есть упущенное, то корить надо себя, а не других.


1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -| -\

Формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолже­нию работы по повышению своей психологической и педаго­гической подготовленности.

Она базируется на следующих основопо-
Концепция изучения лагаюших положеН иях. "
учебной дисциплины. ,-.

1. По психологии и педагогике написа-

«Психология

и педагогика» ны горы книг, знания этих на У к обширны,

они могут быть изложены в многотомных

энциклопедиях и изучаться по программам, требующим не одну сотню учебных часов. Основная задача учебного пособия, пред­назначенного для студентов высших образовательных учрежде­ний, - отобрать минимум содержания, отвечающего Государст­венным образовательным требованиям, умещающегося в огра­ниченный объем пособия, но сохраняющего научность, доста­точную полноту, целостность, логичность, системность и прак­тичность. В отличие от большинства опубликованных учебных пособий и учебников по дисциплине «Психология и педагоги­ка», в которых 70 и более процентов содержания посвящено психологии, в настоящем пособии эти науки представлены на равных правах. Дело тут не в научных амбициях, а в том, что в вузах пока не оценено должным образом значение данных и ре­комендаций педагогики для жизни и деятельности взрослого человека, а тем более, высокообразованного 1 .

2. Психология и педагогика - родственные, но самостоя­тельные науки. В цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» они представлены в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика», что свидетель­ствует о необходимости их взаимосвязанного изучения. Такой вариант имеет право на существование. Логика любой учебной дисциплины не обязана быть идентичной логике науки; изу­чаться по существу должны не науки, а научные знания о соот­ветствующей стороне действительности, соединенные с обоб-

1 Это подтверждается и опросом мнений студентов о полезное in для себя изуче­ния 12 дисциплин гуманитарного цикла. Психология занимает третье место, а педагогика - одиннадцатое (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997. - С. 107-108).

12 Раздел I . Психология и педагогика: основы

щенным практическим опытом и подчиненные задачам подго­товки обучающихся в предстоящей жизни и профессиональной деятельности. Психология и педагогика имеют немало взаимо­связанных теоретических положений, а тем более - областей практического приложения, что и позволяет изучать их в еди­ной учебной дисциплине. Следует при этом избегать двух край­ностей: изучать в двух самостоятельных разделах (раздел 1 - психология, раздел 2 - педагогика) либо превращать в смешан­ное изучение «психолого-педагогического знания».

Наука требует дифференцированного подхода, практика - интегрированного. Положение учебной дисциплины как общеоб­разовательной, мировоззренческое значение включенных в нее научных психологических и педагогических знаний не допускают их смешения (уместного, возможно, на каких-то практических курсах). В то же время необходимость преодоления схоластики, отдаленности от жизни и понимания практичности требует не разведения их, а сближения. Эти противоречия разрешимы путем изучения важнейших теоретических и прикладных проблем как общих, но с соблюдением раздельного рассмотрения специфики психологического и педагогического их понимания.

Изложенный подход реализован в учебном пособии, но он позволяет варьировать планы изучения учебной дисциплины. Если в каком-то образовательном учреждении почему-то будет отдано предпочтение последовательному изучению психологии и педагогики в двух разделах, то оно легко осуществимо разне­сением по ним соответствующих параграфов в главах пособия.


  1. «Психология и педагогика» изучается в системе высшего образования, включена в учебные планы подготовки специали­стов в самых различных областях профессиональной деятельно­сти. Поэтому общие положения психологической и педагогиче­ской наук разумно сочетать с изучением их профессиональных приложений, с потребностями умелого общения и сотрудниче­ства преимущественно со взрослыми людьми. Однако ошибочно сводить их профессионализацию к учительской деятельности в средней школе, как это зачастую делается.

  2. Психология и педагогика - науки, обращенные к практи­ке, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества, ищущие ответы на самые насущные их проблемы, но в созна­нии многих людей они представляются сугубо теоретическими, состоящими из трудно запоминающихся дефиниций. В этом
1 Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании з

повинны не люди, а постановка преподавания, содержание и стиль многих учебных пособий.

Изучение психологии и педагогики, даже самых фундамен­тальных ее положений, выполнит свои функции, если будет строиться не на абстракциях для запоминания, а как глубокое и образное понимание психологических и педагогических реаль­ностей, как выводы из опыта жизни, как уроки для сегодняш­ней практики и будущего. Необходимо более практичное препо­давание их по содержанию, формам и методам.

5. Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» - не простая передача студентам определенного объема знаний, но и личностный акт, призванный способствовать общим и профессио­нальным подвижкам в их личности. Это достигается реализацией в нем комплекса психологических и педагогических функций.

Образовательно-мировоззренческая функция заключается в существенном расширении знаний студентов о человеке, без понимания которого мир остается непознанным, а жизнь обще­ства представляется большой гудящей неразберихой. Житейские знания и суждения о человеке, его судьбе, возможностях, кото­рые по разным поводам приобретаются в опыте жизни каждым человеком и которые в большинстве можно отнести к заблужде­ниям, заменяются научно достоверными, систематизированны­ми знаниями, превращаются во взгляды на жизнь, в убеждения, надежные опоры на жизненном пути.

Воспитательно-мобилизующая функция выражается в мощ­ном вкладе, который вносят психология и педагогика в гумани­зацию личности, изучающей их. Осведомленные в их вопросах люди по-другому, глубже и обстоятельнее, начинают восприни­мать других людей, контакты с ними, цивилизованнее строить отношения и вести себя. Нет, наверное, такого человека, кото­рый бы, изучая психологию и педагогику, не примерял их по­ложения к себе. Начинается более достоверная оценка себя, своих достоинств и недостатков, понимание упущенных воз­можностей и побуждения к самосовершенствованию, к более цивилизованному поведению, к следованию рекомендациям этих наук. Понимание возможностей быть лучше, успешнее в жизни, знание реальных возможностей самореализации и само­утверждения вооружает оптимизмом, превращается из красивого лозунга в привлекательную и достижимую реальность, а глав­ное, зависящую от себя самого.

Жизненно-практическая функция заключается в обогащении сту­дентов знаниями и установками на использование многих конкрет-

Книга представляет собой собрание биографических очерков и содержит самые разнообразные сведения о жизни и научной деятельности ряда выдающихся психологов — ученых, вклад которых в развитие современного научного познания поистине неоценим. Герои книги — подлинные «пионеры» психологической науки, заложившие в конце XIX — начале XX веков основу для формирования этой и по сей день загадочной и необычайно притягательной для каждого из нас отрасли знания.

Предназначена профессиональным психологам, студентам психологических факультетов и всем интересующимся психологией.

Основы психологии

В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах

Учебное пособие содержит основные современные научные сведения по базовым вопросам психологии в соответствии с Государственным стандартом образования РФ по курсу «Психология».

В форме экзаменационных вопросов и ответов учебный материал изложен лаконично, доступно, что позволяет студентам быстро и успешно освоить необходимый объем знаний для сдачи экзамена по по дисциплинам «Психология и педагогика», «Общая психология».

Педагогическая психология

В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания. В него включены психодиагностические методики по выявлению индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, мотивации, профессиональных склонностей.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей ФПК, изучающих дисциплину "Педагогическая психология", а также преподавателей школ, техникумов, вузов, интересующихся проблемами педагогической психологии.

Психология делового общения и управления

В учебном пособии излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении.

Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.

Психология и педагогика для технических вузов

Учебник написан в соответствии с образовательным стандартом по курсу «Психология и педагогика» для технических вузов.

В нем рассматриваются объект и предмет психологии, соотношение субъективной и объективной реальности, активность психики, поведение и деятельность, структура субъективной реальности, личность и межличностные отношения, воля, общее и индивидуальное в психике человека. Излагаются основы инженерной психологии.

Сущность психики и психического.
Наука - общественное явление, составная часть общественного сознания, форма познания человечеством природы, общества, человека, основанная на накоплении достоверных знаний о них и дающая возможность осуществлять более эффективную жизнедеятельность.

Чтобы соответствовать своему назначению, она должна отвечать строгим требованиям науковедения - науки о науке, теории науки, учения о функционировании науки как целостной системы, обобщающей весь опыт человеческого познания и его успешного осуществления. Психология - сложившаяся наука, обладающая всеми исходными позициями, отвечающими этим требованиям.

Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте.

Развитие психики происходит у каждого человеческого индивида, появившегося на свет. Его предыстория начинается с клетки и за девять месяцев в чреве матери зародыш анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции предшествующих животных, приводящий к превращению его в зародыша человека. Доказано также, что ребенок после рождения в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную историю развития психологии человека от питекантропа до homo sapiens (человек разумный) и homo moralis (человек моральный). Результаты прижизненного психологического развития неодинаковы у разных индивидов, ибо на них сильно сказываются условия его жизни от рождения до 23-25 лет и позже, а так же особенности его собственной активности.

Изучая и оценивая психологию конкретного человека в какой-то момент его жизни, нельзя подходить к ней как к чему-то неизменному, застывшему. Сегодняшняя реальность ее, особенности - лишь срез на пути непрерывных жизненных изменении с тенденциями, идущими из прошлого к будущему. Важно понять и их, найти при необходимости способы их изменений.

Принцип развития - основа научного и практического оптимизма, веры каждого, особенно молодого человека, в возможность саморазвития, осуществления желания стать таким человеком, каким хочется, а также в оказании помощи другим.

Оглавление
Предисловие
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности. науке и образовании
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы
Глава 2. Основы научно-психологического знания
2.1. Психологическая наука и ее методология
2.2. Мозг и психика
2.3. Мир психических явлений
Глава 3. Основы научно-педагогического знания
3.1. Педагогика как наука
3.2. Методологические основы педагогики
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО
Глава 4. Проблема личности в психологии
4.1. Личность и ее психология
4.2. Психология развития личности
4.3. Личность и поведение
Глава 5. Проблема личности в педагогике
5.1. Специфика педагогического подхода к личности
5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации
5.3. Воспитание личности
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике
6.1. Социальная психология среды и группы
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов
Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека
7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе
7.2. Психология и педагогика развития современного общества
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования
8.1. Психологические и педагогические основы образования
8.2. Психология и педагогика профессионализма
8.3. Формирование личности в образовательном процессе
8.4. Учение и профессиональное становление студента
8.5. Педагогическая культура преподавателя
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения
9.1. Педагогические основы обучения
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда
10.1. Человек в организации
10.2. Психология и педагогика управления организацией
10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
11.1. Основы психологической и педагогической техники
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика, Столяренко А.М., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психология и педагогика».

Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овладеть основами психологии и педагогики.

Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане - образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профессиональнее, способнее как по личным качествам, так и по поведению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.

3-е изд. - М.: 2010. - 544 с. М.: 2001. - 423 с.

На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике; социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике; психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека; психология и педагогика профессионального образования и обучения. Теоретические вопросы излагаются популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста. Для студентов и аспирантов вузов, а также читателей, интересующихся основами психологии и педагогики.

Формат: pdf (2010 , 544с.)

Размер: 7,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: doc / zip (2001 , 423с.)

Размер: 2,02 Мб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие 7
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 9
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 10
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения 10
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека 15
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы 23
Глава 2. Основы научно-психологического знания 31
2.1. Психологическая наука и ее методология 31
2.2. Мозг и психика 53
2.3. Мир психических явлений 81
Глава 3. Основы научно-педагогического знания 99
3.1. Педагогика как наука 99
3.2. Методологические основы педагогики 106
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО 128
Глава 4. Проблема личности в психологии 128
4.1. Личность и ее психология 128
4.2. Психология развития личности 142
4.3. Личность и поведение 154
Глава 5. Проблема личности в педагогике 159
5.1. Специфика педагогического подхода к личности 159
5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации 167
5.3. Воспитание личности 194
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике 214
6.1. Социальная психология среды и группы 214
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива 231
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов 235
Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека 252
7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе 252
7.2. Психология и педагогика развития современного общества 259
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе 278
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования 307
8.1. Психологические и педагогические основы образования 307
8.2. Психология и педагогика профессионализма 330
8.3. Формирование личности в образовательном процессе 345
8.4. Учение и профессиональное становление студента 353
8.5. Педагогическая культура преподавателя 361
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения 369
9.1. Педагогические основы обучения 369
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения 382
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений 400
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих 410
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 431
10.1. Человек в организации 431
10.2. Психология и педагогика управления организацией 450
10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях 474
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 500
11.1. Основы психологической и педагогической техники 500
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий 505
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий 528

Предисловие
Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.
Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше - воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни.
Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа - социальная миссия образования.
Федеральный компонент образовательных программ вузов в качестве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика».
Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика - науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни.
Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике.

Новое на сайте

>

Самое популярное