Домой Канализационные трубы "Котлован" Платонова: проблематика произведения. Андрей Платонов, "Котлован": анализ. "Котлован" Платонова: проблематика произведения Краткое содержание котлован платонова по главам

"Котлован" Платонова: проблематика произведения. Андрей Платонов, "Котлован": анализ. "Котлован" Платонова: проблематика произведения Краткое содержание котлован платонова по главам

Когда мы читаем повесть А.Платонова Котлован - перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. Герои повести Вощев, Чиклин, девочка Настя, активист – люди из низов, едва обладающие понятием того, для чего это нужно, и нужно ли вообще?!
В начале повести автор представляет нам Вощева, рабочего, который вдруг решил найти для себя смысл жизни. Из-за поиска смысла жизни Вощева выгоняют с работы, так как очень часто во время работы он начинает о чем-то задумываться. Взяв свои вещи, Вощев идет, сам не зная куда, заходит в пивную, где сидят люди, придающиеся забвению своего несчастия, к вечеру он попадает на окраину города, где видит барак. В бараке он остается жить. Барак предназначен для строителей дома, но сам дом еще строить не начали, собираются рыть только котлован. Вощев роет котлован вместе со всеми, и, хотя, время от времени его посещают мысли о смысле жизни, он глушит их работой. Здесь же автор Котлована повествует и о другом герое – инженере Прушевском, которому двадцать пять лет – но и он уже не имеет смысла жизни, часто думает о самоубийстве и о своей многодетной и бедной сестре, которой часто пишет жалобные письма, но никогда не получает от нее ответа. Еще один герой повести – Никита Чиклин, мысли которого часто занимает молодая девушка – дочь хозяина кафельного завода, на месте которого будет стоять дом. Когда-то она поцеловала Чиклина и с тех пор он не в силах забыть этот поцелуй. В один из вечеров Чиклин бродит по опустевшему зданию завода и в одной, всеми забытой комнате обнаруживает молодую женщину и девочку. Женщина умирает на его глазах, и поцеловав ее в холодные губы, Чиклин понимает, что именно о ней тосковал все эти годы. Дочку женщины зовут Настя, Чиклин решает взять ее под свою опеку и воспитывать по всем правилам коммунистического общества. Настя остается в артели. Ребенок становится просто–напросто приверженцем идей светлого будущего, она считает, что на земле нет никого главнее Ленина и Буденного. Двое рабочих – из тех, что рыли котлован, отправляются в соседнюю деревню, чтобы повысить сознательность крестьян и бороться с зажиточными. В деревне их убивают, Чиклин отправляется пешком вслед за подводой с гробами. В деревне он встречает мужика с желтыми глазами и, сам не понимая, почему, ударом убивает его – Чиклину кажется, что именно мужик виновен в смерти рабочих. Подошедший активист одобряет поступок Чиклина – мол, теперь можно будет в районе объяснить, кто убил рабочих. Вскоре появляется четвертое тело – вредитель, пришедший сам в сельсовет и там же умерший.
… Ночью в деревне не спокойно – люди не могут найти себе места, им часто лезут в голову безрадостные мысли. Между тем в деревне есть Организационный двор – место, где собираются все бедняки и где активист агитирует их против середняков и зажиточных жителей, которые не хотят вступать в колхоз. Вощев и Чиклин ходят по деревне и заглядывают в избы.

Вощев трудился на одном механическом заводе и был на хорошем счету у начальства, пока не стал “решать” философские вопросы прямо на рабочем месте. Данное занятие сильно снизило качество его работы и привело к печальному результату: Вощева уволили с завода в день его тридцатилетия.

Напившись с горя в пивной, Вощев держит путь в соседний город. По дороге он встречает безногого инвалида Жачева, который зарабатывает на жизнь попрошайничеством, вступает с ним в спор. После утомительного дня Вощев собирается заночевать на пустыре, но его

Прогоняет косарь, поскольку на том месте намечено грандиозное строительство.

Косарь советует безработному отдохнуть в бараке, где обитают работники, которые приехали рыть котлован – самый главный строительный объект в городе. Там планируется возвести “общепролетарский дом”. В огромном здании будут жить все представители рабочего класса, а свои прежние жилища они просто бросят.

Утром мастеровые просыпаются и предлагают Вощеву вместе позавтракать. Затем все идут на объект. Пустырь уже размечен под параметры котлована.

Вощеву дают в руки лопату, и он вместе с другими строителями приступает

К работе.

Среди его новых знакомых главным идейным вдохновителем оказывается профсоюзный активист Сафронов – человек искрений и добрый, но недалекий. Еще в бригаде выделяется сильный и трудолюбивый Чиклин, а больного и слабого Козлова мастеровые не любят.

Главный инженер и разработчик проекта Прушевский мечтает о том, что через несколько десятков лет в самой середине мира будет построена башня, в которой счастливо заживут трудящиеся со всего земного шара. Но, как и всех интеллигентов, Прушевского одолевают сомнения. Если увеличится рост производства, увеличится ли вместе с ним и рост души?

Из-за ежедневных терзаний инженер перестает спать по ночам, его начинают посещать мысли о самоубийстве.

На следующее утро мастеровые продолжили копать котлован. Чтобы укрепить рабочий дух, приезжает председатель окрпрофсовета Пашкин. Он говорит копателям о том, что темп их работ пока низкий, не социалистический.

Козлов оказывается первым доносчиком и бегает за председателем с кляузами.

Чиклин проводит обследование местности и убеждается, что котлован начали копать не там. Лучше было использовать под него природный овраг, а не начинать всю работу с нуля. Прушевский производит пробы грунта и убеждается, что Чиклин прав: лучше расширить соседний овраг и сделать из него котлован.

Инвалид Жачев приезжает на своей тележке к дому председателя Пашкина. Он сильно возмущен изобилием денег у председателя и своей мизерной пенсией. Пашкин не хочет портить отношения с рабочим классом, поэтому просит свою толстую жену дать инвалиду продуктов.

Жачев берет еду, которую делит в бараке с Чиклиным и Сафроновым.

Вощев все еще надеется найти смысл жизни, но его попытки остаются безрезультатными. Даже такая тяжелая работа, как рытье котлована, не продвинула его в этих философских поисках. Весь вечер Вощев проводит в грусти.

В это же время Прушевский с Чилкиным предаются сладостным воспоминаниям юности. Чиклин любит вспоминать дореволюционное время, когда ему неожиданно подарила поцелуй дочь хозяина завода, на котором он трудился. Прушевский вспоминает прекрасную незнакомую девушку, которая как-то раз прошла возле его дома.

Инженер уже забыл черты ее лица, но девушка так зацепила его сердце, что с той поры он всматривается в каждую незнакомку, пытаясь отыскать ту самую…

Козлову надоело тяжелое рытье котлована. Он хочет заниматься “общественной работой”. Остальные мастеровые продолжают трудиться на главном строительном объекте.

Однако инженер Пашкин по-прежнему не доволен темпом работ.

Чиклин в сладостных воспоминаниях о поцелуе красавицы приходит на тот самый завод, который находится теперь в разрушенном состоянии. Он бродит по заброшенным строениям и случайно натыкается на скрытую комнату. Там при смерти лежит женщина.

Рядом с ней находится маленькая девочка, которая смазывает губы умирающей лимонной коркой. В несчастной Чиклин узнает дочь хозяина завода, которая подарила ему поцелуй. Женщина умирает у него на глазах, и Чиклин забирает ее дочку с собой.

Для рабочих в бараке проводят радио, по которому призывают всех мастеровых к полной мобилизации внутренних ресурсов для строительства главного объекта. Вощев и Жачев – противники радио, но Сафронов не позволяет его выключать. Он считает, что каждый сознательный гражданин должен слушать социалистические лозунги и проникаться правильными идеями.

А капиталистические лозунги нужно навсегда выбросить из головы.

Девочка Настя, которую Чиклин забрал с собой, осваивается в рабочем бараке. Все мастеровые ее очень полюбили. Насте выделили два гроба из запаса.

В одном она теперь спала, а в другом держала свои игрушки. Сафронов старается воспитывать девочку в духе коммунистической идеологии.

Председатель Пашкин по своей инициативе отдает распоряжение увеличить котлован в шесть раз. Козлов пробился в профсоюзные активисты. Он ездит с председателем на автомобиле и покрикивает на рабочих.

Через какое-то время Козлов с Сафроновым отправляются на коллективизацию соседнего села, но оттуда уже не возвращаются. В деревне их убивают “кулаки”. Узнав о трагедии, в село едут Вощев с Чиклиным.

Сельский активист, руководящий созданием колхоза, зачисляет прибывших работяг в “мобилизованные кадры”.

Трупы Козлова и Сафронова лежат в сельсовете, накрытые красным знаменем. Чиклин остается с покойными до утра. Среди ночи в сельсовет забрел какой-то деревенский мужик.

Чиклин решает, что это убийца его друзей и сам лишает крестьянина жизни.

В селе много арестованных людей. Активист ищет “передовых крестьян”, которым отдает приказ агитировать под знаменами за соединение и коллективизацию села. Крестьяне уже не хотят никакого колхоза.

Некоторые из самых смелых ложатся в гробы и пытаются умереть. Сельский поп очень напуган грядущими репрессиями. Чтобы как-то умилостивить сторонников новой жизни, он подает заявление в кружок неверующих и жертвует весь церковный доход на покупку тракторов.

А еще вчерашний священник пишет активисту донос, в котором указывает имена всех, кто крестился в его церкви.

Активист приказывает Вощеву, Чиклину и еще троим селянам строить плот. На нем “кулаков” отправят в реку. Активист собирает местных жителей и требует, чтобы они перестали мешать постройке коммунизма. Все должны вступить в колхоз.

Крестьяне просят еще одну ночь отсрочки, чтобы хорошо подумать. Активист не хочет ждать так долго и дает время на обдумывание только до того момента, как будет построен плот. Он обещает всем, кто пойдет против колхоза, “путешествие” на плоту в открытое море.

В деревне царит хаос. Селяне уже долго не кормят лошадей и забивают коров, объедаясь их мясом до смерти. Они это делают, чтобы не отдавать свой скот в общее пользование.

На Организационном Дворе селяне прощаются друг с другом, словно перед смертью.

В новый колхоз приезжают Жачев и Прушевский. Они привозят с собой Настю. Девочка уже ходит в детский сад, она убеждена, что всех “кулаков” нужно истребить.

Чиклин идет к местному кузнецу, который работает в паре с медведем. Зверь умеет стучать молотом по наковальне. Чиклин с медведем заглядывают в дома, где живут кулаки. Медведь рычит, а Чиклин в это время всех “раскулачивает”.

Непокорных селян, согнанных на плот, спускают в реку.

Оставшиеся на берегу крестьяне радостно топчутся по двору под марш великого похода. Это веселье продолжается до тех пор, пока Жачев не укладывает их спать.

Вощев собирает разбросанный по деревне бесхозный хлам. Он заносит все предметы в ведомость, а потом выдает маленькой Насте вместо игрушек. Медведь так воодушевляется перспективой новой жизни, что начинает работать с утроенной силой.

Утром все жители села собираются возле кузницы. Там медведь и Чиклин работали всю ночь и продолжают усердно ковать железо. Однако мужики замечают, что делают ковку неправильно.

Но только угроза исключения из колхоза заставила Чиклина и медведя остановить работу.

Прушевский вместе с местной молодежью идет в избу-читальню делать культурную революцию.

Настя тяжело заболела. Активиста объявляют врагом пролетариата и убивают. Вместо него избирают Вощева.

Тело активиста выбрасывают вслед за плотом с “кулаками” в реку.

Прушевский, Жачев, Чиклин и Настя возвращаются в город. Там котлован занесло снегом, а рабочий барак стоит пустой и заброшенный. Несмотря на все старания мужчин, девочку спасти не удается. Чиклин сам хоронит Настю.

Пытаясь заглушить душевные страдания, он всю ночь роет котлован.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Повесть (1930) “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на […]...
  2. Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за свободу в. Сущности жизни г. Интеллигенции и революции – Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? а. Гармоничный мир б. Прекрасный и яростный мир в. Разгул стихий 3. В каких […]...
  3. В центре повести – история главного героя рабочего Вощева. Уволившись с завода, он попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Рабочие котлована, воодушевленные идеей сплошной коллективизации, принимают участие в раскулачивании крестьян близлежащих деревень. Реальные события принимают фантастические формы. Крестьяне, не ожидая от советской власти ничего хорошего, при жизни сооружают себе гробы. Раскулаченных […]...
  4. УТОПИЧЕСКИЙ МИР В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном огромном доме должны жить пролетарии – люди […]...
  5. В день тридцатилетия рабочего Вощева увольняют с производства за то, что он размышлял о “плане жизни” в рабочее время. Его оправдания вроде: “Без думы люди действуют бессмысленно” не находят одобрения у руководства в завкоме (поскольку все планы уже разработаны в тресте). Вощев уходит из города на поиски истины. По дороге он наблюдает семейную ссору и […]...
  6. Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя счастья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его […]...
  7. В свою тридцатую годовщину жизни Вощев получил расчет с маленького завода, на котором он трудился, пытаясь добыть немного денег для жизни. В документе, который он получил после увольнения, значилось, что он должен быть устранен с производства в связи с ростом слабосильности и задумчивости среди темпа труда, устоявшегося на заводе. Это заставляет Вощева искать лучшей доли […]...
  8. Котлован – углубление в земле для закладки фундамента какого-нибудь сооружения”, – читаем в толковом словаре. В повести Платонова слово “котлован” приобретает гораздо больший смысл. Котлован – это отголосок языческих мифов. По обычаю в древности самый первый камень, который закладывали в фундамент строящегося дома, нужно было окропить кровью, принесенного в жертву животного. В повести котлован “окроплен” […]...
  9. “Котлован” (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на самом начале строительства – на земляных работах, обеспечивающих успех постройки, чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен. С первой и до последней строки повести идет спор о том, как пробиться к будущему из этого […]...
  10. КЛАССИКА А. П. ПЛАТОНОВ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. […]...
  11. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле – сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению […]...
  12. Повесть А. Платонова “Котлован” повествует о строительстве символического сооружения – “общепролетарского дома” для вселения туда трудящихся целого города. На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. Открывается повесть образом Вощева. Этому герою всего только 30 лет, но он, по жизненному опыту и пессимистическому мироощущению, кажется намного старше своих лет. “В день тридцатилетия […]...
  13. Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской […]...
  14. Антиутопическая повесть “Котлован” Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета произведения лежит идея постройки “общепролетарского дома”, который станет началом целого города “счастливого будущего”. Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем […]...
  15. Прушевский – инженер, производитель работ; о герое говорится, что это “не старый, но седой от счета природы человек”. Он сам “выдумал” идею “общепролетарского дома” и руководит его строительством: по его проекту “через год весь местный класс пролетариата выйдет из мелкоимуществснного города и займет для жизни монументальный новый дом”; однако Прушевский не в состоянии “предчувствовать устройство […]...
  16. Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы XX столетия. Писатель отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х – начале 30-х годов были созданы наиболее крупные вещи Платанова: роман “Чевенгур”, повести “Впрок”, “Усомнившийся […]...
  17. Андрей Платонов – один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично – и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла, наконец, возможность победить […]...
  18. “Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. П. Платонов изобразил строительство “общепролетарского дома”, в котором будут жить все трудящиеся города. “Стройка социализма” […]...
  19. А. П. Платонов Котлован “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он […]...
  20. В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в […]...
  21. Вощев – главный герой повести. Фамилия персонажа ассоциативно связана со словами “общий”, “тщетный”, “воск”. Повесть начинается с того, что Вощев в день тридцатилетия увольняют с механического завода за его “задумчивость среди общего темпа труда”: он размышлял о “плане всеобщей жизни” в надежде “выдумать что-нибудь вроде счастья”. Отправившись странствовать, Вощев приходит в город, до вечера бродит […]...
  22. Это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль. Е. Евтушенко Произведения Андрея Платонова всегда интересны, самобытны и богаты философскими прозрениями о смысле жизни. История жизни общества 20-30-х годов прошлого века мало знакома нам, молодым читателям, а обойти молчанием этот период, я думаю, нельзя, тем более, что речь идет о социальных и нравственных заблуждениях народа в […]...
  23. Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни эти утопические идеи воплотить не удавалось. Очень скоро Платонов осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, […]...
  24. “По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья”. А. Платонов. “Котлован” Повесть А. Платонова “Котлован” была написана в “год великого перелома” (1929-1930), когда было окончательно разорено и согнано в колхозы русское крестьянство. И автор сказал здесь обо всех нелепостях и преступных перегибах […]...
  25. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл существования, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем – проходит жизнь героев его произведений. Но всякий ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные […]...
  26. “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В […]...
  27. План I. Нестандартное видение эпохи “строительства светлого будущего”. II. Философский вопрос самоосознания. 1. Поиск счастья и истины. 2. Подмена понятий. 3. Вперед и ввысь… к яме. 4. Бездумный фанатизм Чиклина. 5. Напрасные мечты. III. Время подлинного испытания. А. П. Платонов принадлежит к числу писателей, наиболее глубоко, полно и образно отразивших свое видение современной им эпохи […]...
  28. Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создается. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах своего творения дает собственное видение происходящего. В повести “Котлован” А. Платонов ставит под сомнение правильность пути, выбранного советской Россией. “Котлован” с глубоким социально-философским содержанием в аллегорической форме рассказывает о строительстве огромного здания – счастья. Точнее, […]...
  29. “Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства”, – писал А. П. Платонов. В повести “Котлован” рассказывается о строительстве огромного “дома счастья”, “общепролетарского дома”, где будут жить трудящиеся всего города. Пока ведется первоначальная работа: роется котлован под фундамент этого […]...
  30. Творчество Андрея ПлатоновА помогает современному читателю разобраться в собы- тиях, происходивших в России в 20-30-е го- ды XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произве- дений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть “Котлован”. Платонов начал писать ее в декабре 1929 го- да, в самый пик “великого перелома”, […]...
  31. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою правду”, “выключать сознание”, “переходить изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он […]...
  32. Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном огромном доме должны жить пролетарии – люди с чистым классовым сознанием. Повесть “Котлован” – страшный, […]...
  33. Среди писателей, своими книгами спасавших честь русской литературы в мрачные годы сталинизма, был А. Платонов. Со страниц его произведений перед нами встает странный, неестественный мир. Это мир власти, направленный против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей и устранение несогласных превращают общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном огромном доме […]...
  34. “Котлован” – повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году. Краткая история создания Зачастую в качестве времени написания “Котлована” указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на […]...
  35. Зі сторінок добутків А. Платонова перед нами встає мир дивний, аномальний, неприродний. Це мир влади, спрямованої проти людини мислячого, “усомнившегося”, що бажає самостійно вирішувати свою долю. Насильницька уніфікація людей з усуненням незгодних перетворює суспільство у величезну казарму. Однією сім’єю, в одному величезному будинку повинні жити пролетарі – люди із чистою класовою свідомістю Повість “Котлован” – […]...
  36. План 1. Противоречия эпохи “строительства светлого будущего”. 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть “Котлован” – реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов в одном из своих самых значительных произведений – повести “Котлован” – отразил все противоречия современной ему эпохи “строительства светлого будущего”, взглянув на эту эпоху глазами простого народа. Все герои повести […]...
  37. А. Платонов – явление в российской литературе уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX столетия, кто заметил разложение “социалистической души”, утрату индивидуальности в человеке и забил тревогу. Художественное видение Платонова способствовало созданию им новой поэтики, абсолютно не похожей ни на что, существующее в литературе прежде. Повесть […]...
  38. Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде – бесконечном, изнуряющем – проходит жизнь героев его произведений. Но всяки ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные […]...
  39. Прушевский – инженер, производитель работ; о герое говорится, что это “не старый, но седой от счета природы человек”. Он сам “выдумал” идею “общепролетарского дома” и руководит его строительством: по его проекту “через год весь местный класс пролетариата выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом”; однако П. не в состоянии “предчувствовать устройство […]...
  40. Одно слово правды весь мир перетянет. Народная пословица Создавая совершенно “неклассическую” картину утопического мира в повести “Котлован”, Платонов ориентировался на классические темы и мотивы, которые помогли ему еще ярче изобразить абсурдную реальность. Главный герой повести Вощев – это человек, умеющий думать и критически оценивать то, что происходит с ним и вокруг него. Его глазами мы […]...

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает ее руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах; инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает ее с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные лозунги — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него о меридианах на карте, и тот отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают ее, кто она такая. Девочка, как и велела мать, рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают, и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни.

Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, колхоз не переставая роет землю. Все бедные мужики и средники работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Краткое содержание антиутопической повести А.П. Платонова "Котлован" для читательского дневника.
Повесть начинается жизненной трагедией человека. «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Во- щев отправился в другой город. На пустыре в теплой яме он остался на ночь. В полночь его разбудил человек, косящий на пустыре траву. Косарь сказал, что скоро здесь начнется строительство, и направил Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься». Вощев последовал рекомендации косаря.
Проснулся Вощев вместе с артелью мастеровых. Его накормили и объяснили, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата.
Лопату получил и Вощев. Он сжал ее ладонями, словно желая добыть истину из земного праха. Инженер разметил котлован и сказал рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек. Пока же работа начнется своими силами, ведущей бригадой. Вощев вместе со всеми принялся копать, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».
Постепенно землекопы обжились в бараке, привыкли к тяжелой работе. На котлован нередко заезжал председатель оркпрофсовета товарищ Пашкин, следил за темпом работ. Он говорил рабочим: «Темп тих. Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».
По вечерам Вощев долго не засыпает, лежа с открытыми глазами, он тоскует о будущем, о времени, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Сафронов, один из наиболее сознательных рабочих, предлагает поставить радио в бараке, слушать о достижениях и директивах. Безногий Жачев, инвалид, возражает ему: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».
Землекоп Чиклин в заброшенном здании кафельного завода нашел умирающую женщину с маленькой дочкой. С этим зданием у Чиклина связаны воспоминания: там его когда-то поцеловала хозяйская дочь. Поцеловав женщину, Чиклин по остатку нежности в губах узнал ее: это оказалась та самая девушка, хозяйская дочка, целовавшая его в юности. Перед смертью мать сказала девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спросила, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забрал девочку с собой.
Товарищ Пашкин установил в бараке радиорупор, из которого раздавались ежеминутные требования в виде лозунгов - о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушал и сожалел, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву стало беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев закричал: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрел на спящих людей и горестно, трагично высказался: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»
Пришедшая с Чиклиным девочка спросила у него про черты меридианов на карте, на что Чиклин ответил: это загородки от буржуев. Вечером землекопы радио не включали, а, поев, сели смотреть на девочку. У нее спросили, кто она такая. Девочка помнила, что ей сказала мать перед смертью, и не стала рассказывать о родителях. Сказала, что не помнит их, при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин - и она стала. Сафронов заключил: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»
На собрании рабочие решили направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убили. На помощь деревенским активистам пришли другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным.
Деревенская жизнь изменилась. «Люди не желали быть внутри изб - там на них нападали думы и настроения, - они ходили по всем открытым местам деревни и старались постоянно видеть друг друга; кроме того, они чутко слушали - не раздастся ли издали по влажному воздуху какого-либо звука, чтобы услышать утешение в таком трудном пространстве. Активист еще давно пустил устную директиву о соблюдении санитарности в народной жизни, для чего люди должны все время находиться на улице, а не задыхаться в семейных избах. От этого заседавшему активу было легче наблюдать массы из окна и вести их все время дальше».
Пока на Организационном дворе проходило собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколотили неподалеку плот. Активисты обозначили по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков для раскулачивания. «Председатель сельсовета, середняцкий старичок, подошел было к активисту за каким-нибудь распоряжением, потому что боялся бездействовать, но активист отрешил его от себя рукой, сказав только, чтобы сельсовет укреплял задние завоевания актива и сторожил господствующих бедняков от кулацких хищников. Старичок председатель с благодарностью успокоился и пошел делать себе сторожевую колотушку...»
Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин взял в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнил дома, где он раньше работал, - по этим домам и определяли кулаков, которых загоняли на плот и отправляли по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршировали на месте под звуки радио, потом плясали, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ отправился к кузне, откуда раздавался звук работы медведя-молотобойца. Члены колхоза сожгли весь уголь, починили весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, сели у плетня. Они смотрели на деревню, не зная о своей дальнейшей жизни и дальнейшем занятии. Рабочие повели деревенских жителей в город. К вечеру путники пришли к котловану и увидели, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжег костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходили люди, но никто не зашел проведать Настю. Каждый человек, нагнув голову, непрерывно размышлял о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает.
Жачев спросил у Вощева: «Зачем колхоз привел?» Вощев ответил: «Мужики в пролетариат хотят зачисляться». Чиклин взял лом и лопату и пошел копать на дальний конец котлована.
Оглянувшись, он увидел, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работали с таким усердием, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стояли на месте: на них колхозники возили камень.
Один Жачев не работал, скорбя по умершей Насте. Жачев сказал: «Я урод империализма, а коммунизм - это детское дело, за то я и Настю любил... Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью» - и уполз на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.
«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, и он уже не знал, где же теперь будет коммунизм в свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Чиклин выкопал для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Котлован

"В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда". Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: "Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься".

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он "поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми".

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. "Темп тих, - говорит он рабочим. - Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете".

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: "Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио".

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов - о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: "Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!" Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: "Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!"

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин - и она стала. Сафронов заключает: "И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!"

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают - и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков - для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, - по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: "Зачем колхоз привел?" "Мужики в пролетариат хотят зачисляться", - отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. "Я урод империализма, а коммунизм - это детское дело, за то я и Настю любил... Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью", - говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Новое на сайте

>

Самое популярное