Домой Водопровод Правильное соединение букв для хорошего почерка. Георгиева М.О. Соединение букв Соединение прописью

Правильное соединение букв для хорошего почерка. Георгиева М.О. Соединение букв Соединение прописью

Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии- 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.

Методика работы в прописи

1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа (он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.

5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

Обращайте внимание на разметку!

Она бывает вертикальная — для анализа ширины между элементами, и горизонтальная для регулирования пропорций буквы по высоте.

Горизонтальная разметка может проходить в середине строки и в 1\3. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть, где элементы заканчиваются, начинаются и соединяются друг с другом.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

Письмо основных элементов

Элемент «Наклонная линия»

  • Наклонная линия
  • Диагональная наклонная
  • Двойная наклонная

Элемент «Крючок»

Речевая формула:

  • С верхней строки пишу наклонную вниз;
  • Делаю поворот вправо;
  • Пишу диагональную наклонную до середины строки.

Элемент «Двойной крючок»

Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Петля

  • С верхней строки пишу вниз двойную наклонную;
  • Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг;
  • Пишу вверх диагональную наклонную;
  • Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке;
  • Довожу наклонную до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»

  • С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную;
  • Пишу маленький полукруг влево;
  • Пишу вниз наклонную линию;
  • Делаю «завязочку» на середине строки.

Элемент «Мостик»

Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.

Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»

Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»

Элемент «Овал»

(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:

Пишу наклонную;

Пишу полукруг в трети строки;

Пишу наклонную.

Элемент «Правый полуовал»

Речевая формула:

В верхней трети строки пишу полукруг
влево;

Пишу наклонную вниз

Пишу крючок вправо до середины
строки.

Элемент «Левый полуовал»

Речевая формула:

В верхней трети строки пишу
диагональную наклонную вправо;

Пишу наклонную до нижней трети
строки;

Пишу поворот влево, немного уже
ширины обычной разметки.

Пропись выполнена в лучших традициях «советских» и дореволюционных пособии с учетом новейших педагогических находок в этой области.
В этой прописи ребенок сможет дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, в последние годы отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Это приводит к тому, что учителя в ратных классах и в ратных школах рекомендуют детям писать буквы по-разному. В данной прописи даны классические образцы написания букв и их соединений (такие, какими они должны быть при написании пером). Регулярные занятия помогут малышу сформировать красивый и разборчивый почерк.
Мы рекомендуем ежедневно заниматься прописыванием букв по 15-20 минут (это такое же гигиеническое требование, как умывание, зарядка, душ перед сном). Следите за тем. чтобы ваш ребёнок правильно и старательно писал буквы, а самое главное нс переутомлялся! Особо обращаем внимание на то, что ребёнок должен правильно сидеть и правильно держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего малыша! Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. Успехов вам и вашим детям!

Правильное положение тела и руки ребенка при письме.
Особо обращаем ваше внимание на то, как ребёнок должен сидеть и держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего ребёнка!
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца. Указательный и большой пальцы захватывают его сверху. Большой палец расположен несколько выше указательного. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит ручка в руке расположена правильно. Все три пальца слегка закруглены и нс должны сжимать ручку сильно (прогиб первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение мри удержании ручки). Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Средний и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 - 2 см. Если расстояние слишком большое или маленькое, рука при письме будет напряжена. Верхний конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Позаботьтесь о том, чтобы создать ребенку собственное место для занятий и письма. Если такой возможности нет, купите высокий стул и скамеечку под ноги ребенка, отрегулируйте высоту крышки стола. Ребёнок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд. Спиной он опирается о спинку стула на уровне поясницы. Оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола). Туловище не должно упираться в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3-4 см. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правильные соединения букв для хорошего почерка, Георгиева М.О., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Если надо обучить ребенка письму – сначала ему показывают печатные буквы. Это универсальный метод написания, когда ребенок осваивает последовательность соединения элементов, из которых составляется буква. Это могут быть:

  1. Круги.
  2. Овалы.
  3. Крючки.
  4. Палочки.

То есть, каждая буква – это цельный объект, но он составляется из нескольких элементов, каждый из которых необходимо освоить. Ребенку предстоит понять разницу строчных и печатных букв. Но научиться писать быстро ровными печатными буквами сложно, и ему приходится осваивать другую науку. Почерк – это некая индивидуальная черта каждого человека, но он должен строиться одинаково.

Чтобы в будущем ребенок писал разборчиво, ему надо объяснить, из чего состоят элементы письма. Это – буквы, слоги, слова. Более сложны в освоении предложения, абзацы и тексты. Постепенно, осваивая науку, ребенок понимает, что может добиться поставленного результата. Не каждый взрослый сам умеет писать грамотно, но ему необходимо обучить этому ребенка. Занимаясь с ним по прописям, вы, возможно, увидите, что ваш почерк улучшился.

Важно понять, как объяснить ребенку, когда разные типы букв употребляются на письме. Нужно, чтобы он постепенно приступил к изучению букв русского алфавита прописью. Методов обучения немало. Рекомендуется найти способ объединять несколько сразу, тогда результат будет заметнее.

Стандартный вариант обучения написанию строчных букв русского алфавита – использовать прописи. Метод отличается тем, что он удобен и для взрослых, и для детей. Если родители еще не успели выбрать и приобрести подходящие издания – пора сделать это как можно скорее.

Вы ищете: Образец соединения букв - актуальная информация.

Описание:

Как соединяем на письме букву О с другой буквой? В 21 веке все соединения нижние, посмотрете на образцы. Они буквы каким-то. Рассмотрите письменный образец соединения буквы «ф» с другими буквами на следующей строчке в прописи. В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Учитель напоминает образец соединения. Дочка пишет буквы и элементы красиво, но общая картина написанного удручающая. Участие эксперта в получении экспериментальных образцов. Учитель записывает образец на доске. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Мы будем писать букву о, используя верхнее соединение.

Правильно соединяй буквы

Предлагаем интерактивные компьютерные упражнения для обучения письму.

Анализ графических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления

Главные вкладки

Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая грамотность 2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений 3) связанность (безотрывность) и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, __, __, __, __) она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой («в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с изменением (____________________________) или полным исчезновением (____________________________) определенного смысла изображенного слова. Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка:

как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы

соблюдает ли ученик правильный (650) и единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических комплексов на строке (начало, середина, конец)

есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать следующие приемы:

приложить линейку к верхней границе (реальной (как в тетрадях для 1 класса) или воображаемой (как в тетрадях «в линейку»)) строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней границей строки

с помощью линейки и простого карандаша продолжить вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 650. Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона. Если проведенные линии имеют различный угол наклона (не параллельны), то ученику необходимо помочь: закрепить технологию начертания букв и их соединений, то есть сформировать элементарный графический навык.

Единицей измерения ширины буквенного знака условно является буква __. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой __, кроме букв: __, __, __, __, __. Эти 5 букв в полтора раза шире буквы __. Пробелы между словами равняются ширине двух букв __.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко

очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево

не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме

не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко)

нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма

имеет место «заборность», условность письма

не соблюдается связанность букв при письме

полная неразборчивость почерка, «каша».

Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися.

Следующим показателем графического навыка является связанность письма.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность письма – важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма – более ускоренным. Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания. Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное. Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания 2) провести его на основе соревновательной мотивировки «посмотрим, как вы научились писать вслепую» 3) обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных знаков 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму 3) невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа.

В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. «На старт» - принимают правильную позу, берут ручку «внимание» - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера «стоп» - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным.

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и последовательность воспроизведения.

Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __ пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии. При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся.

Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.

В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже середины рабочей строки.

По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом происходит ниже середины строчки.

Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).

Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __ идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.

Taxonomy upgrade extras:

Каталог файлов

Письмо. Правильно соединяй буквы.

Для правильного каллиграфического письма, кроме того, чтобы правильно писать каждую букву, нужно и правильно их соединять.

Практика показывает, что правильное соединение букв является необходимым условием безотрывного письма, что, как уже было сказано, способствует письму ритмическому (буквы пишутся на одинаковом расстоянии, одинаковыми по высоте и ширине, с одинаковым наклоном).

Предложенное упражнение поможет детям, которые учатся писать, правильно соединять буквы и закрепит последовательность написания элементов букв. (Перед тем, как показать соединение первой буквы со следующей, ребенок должен вспомнить, откуда начинается письмо следующей буквы).

Для запуска упражнений на вашем компьютере должен быть установлен флеш-плеер (Adobe Flash Player).

Смотрите так же

Прописи букв

Прописи букв алфавита предназначены для подготовки малышей к школе, письму в тетради и тренировки детей начальных классов в письме.

Задания помогут развить координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка.

Прописи помогают детям научиться ориентироваться на листе бумаги, задания разовьют зрительное восприятие, память и логическое мышление.

Заниматься по настоящим прописям можно как индивидуально, так и в группе.

Пропишите буквы по точкам и пунктирам.

Уважаемые студенты группы № 309. На данной странице размещены материалы по УД Каллиграфия, которые доступны для скачивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

  1. письмо с трафаретом;
  2. письмо через кальку и т.д.

Детей нельзя торопить!

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Подготовка к перерыву.

2. Подготовка к письму.

8. Подготовка к перерыву.

Во 2 классе – 8 минут.

В 3 классе – 12 минут.

В 4 классе – 15 минут.

  1. Педагогу важно помнить, что
  2. не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая.
  3. Письмом нельзя наказывать!
  4. Детей нельзя торопить в процессе письма.

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку письма в I классе

1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:

  1. письмо мокрой кисточкой на доске;
  2. письмо в воздухе (используется когда у детей сформирован графический облик буквы);
  3. письмо с трафаретом;
  4. письмо через кальку и т.д.

3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).

4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т.д.

6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.

7. Рационально использовать рабочую «Пропись».

Структура урока в подготовительный период обучения грамоте

1. Актуализация опорных знаний (повторение).

Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.

Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).

2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.

На этом этапе можно проводить:

  1. упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,
  2. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).

На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.

4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.

P.S. Письмо необходимо строго дозировать!!!

Нельзя писать сразу всю строку.

Детей нельзя торопить!

5. Работа по отработке правильного соединения букв.

6. Обучение чтению письменного шрифта.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Подготовка к перерыву.

10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.

Структура урока в букварный период обучения грамоте

1. Мотивация. Организационное начало урока.

2. Подготовка к письму.

3. Фонетический разбор слова.

4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.

5. Письмо слов с «новой» буквой.

6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Подготовка к перерыву.

  1. Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.
  2. Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным.

В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).

Во 2 классе – 8 минут.

В 3 классе – 12 минут.

В 4 классе – 15 минут.

  1. Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.
  2. Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.
  3. В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.
  4. Письмом нельзя наказывать!
  5. Детей нельзя торопить в процессе письма.

Предварительный просмотр:

Возникшие противоречия:

Между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

Между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

Использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;

Создавать на уроках:

Деятельностный подход в обучении;

Условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

Условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. .

1 класс:

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

2 класс:

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

3 класс:

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

4 класс:

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой организую любую языковую разминку.

Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” - Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д..

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

2. “ Тетрадь по чистописанию ” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы . Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой учитель может организовать любую языковую разминку , предложенную в методических рекомендациях . Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

1-я строка – строчная буква а, элементы буквы а.

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

астра

абзац

алфавит

азбука

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

Что объединяет все эти слова? (Все - имена существительные)

Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

3. Разминка.

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

астра -2

абзац -2

алфавит -3

азбука - ?

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

астра -5

абзац-5

алфавит-?

азбука - 6

Справка. Указано количество букв. Ответ 7

астра -1

абзац - 2

алфавит - ?

азбука -1

Справка. Указан ударный слог. Ответ 3

Вопросы и задания классу:

астра - [ р ]

абзац – [б, з ]

алфавит - [в]

азбука - ?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

Идет по парте человек, переставляет ножки.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

10 .

“Я сильней наверняка!” - молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” - спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

11 .

Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,
Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.

12 .

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,
А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть!

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

13 .

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

14 .

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

16 .

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

17 .

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

18 .

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

19 .

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

20 .

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

21 .

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

23 .

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

24 .

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

25 .

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки .

1 – 2 класс.

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

Что объединяет все эти слова?

Какое слово в этом ряду лишнее?

Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

Отгадайте загадку-шутку.

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

2 – 3 класс.

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

4 класс.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык, 1- 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. – М.: “Баласс”, 2000. – 192 с. (Серия “Свободный ум”)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2, 3, 4-й класс
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа для четырехлетней начальной школы.
  4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию, для 2 класса.
  5. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 2 – 4 классов
  6. Сулейманова З.С. Приемы работы в тетрадях по чистописанию (4-й класс). Начальная школа До и После. – 2006 г. - №6. – стр. 33-34

Разработки уроков.

  1. 1 класс. Тема: Повторяем слоги и ударение (урок №6).

Цели: 1) Закреплять навыки письма в одну линейку, обучать работе в тетрадях по русскому языку.

2) Совершенствовать навык написания букв а и б и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

3) воспитывать гигиенические навыки письма, аккуратность.

1. Чистописание.

Пальчиковая гимнастика: Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

1. -Сегодня у нас в гостях две черепашки. У них в лапках микрофоны.

Посмотрите, что они исполняют? Об этом вы узнаете чуть позже. Посмотрите на микрофон. Что в нем есть от строчной буквы а, от буквы б? (Головка микрофона овальной формы, ручка как прямая палочка у буквы б .)

Нарисуйте черепаху и микрофон на первой строке. Придумайте кличку

каждой черепахе.

2. Учитель на доске показывает и комментирует написание букв а и б.

Затем дети читают соединения гласных и находят закономерность: повторение предыдущих и добавление новой буквы. Учитель обращает на соединение букв.

3. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

4. Ученики записывают буквы и соединения по образцу.

5. – Прочитайте слова про себя. Какое из слов могло бы стать кличкой для

музыкальной черепахи: (Бубен.) Как в таком случае мы написали бы его? (С заглавной буквы)

Прочитайте слова вслух и объясните их значение. (астра – цветок, алмаз – драгоценный очень крепкий камень, аквариум – стеклянная емкость с

водой для содержания рыб, водных животных и растений, боб – это растение, а еще так называются сани в бобслее, бубен – ударный музыкальный инструмент.)

В каком слове больше всего слогов? Прочитайте по слогам, а потом

произнесите его.

Запишите слова. Подчеркните в них опасные места. Запомните их написание.

Физминутка : Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Упражнения для самоконтроля.

Черепашки петь любили,

Микрофоны им купили.

Но случились чудеса:

От одной мы слышим:

«А – а – а!»

Из другого «бе» звучит,

А черепашка-то молчит.

Вы, ребята, помогите,

Микрофоны почините:

С самой лучшей буквой

Их соедините!

(От микрофона дети протягивают «провод» к лучшей букве а , а от другого – к букве б )

2. Сообщение темы и цели урока.

Откройте учебник на с. 13. Прочитайте тему урока.

Каких человечков вы видите? Что это за схемы?

Как вы думаете, какая из схем является главной в этом разделе? (Схема

гласного звука.)

3. Повторение звуков и букв.

1. Игра «Верю – не верю». Упр. №12

2. Беседа по рисунку на стр. 13.

Физминутка: Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

4. Повторяем то, что знаем о слогах и ударении.

1. Упр.13, стр.14. Последовательная работа по заданию.

Пальчиковая гимнастика: Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.

Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

2. Упр.14, стр.15. Самостоятельное выполнение, коллективная проверка.

3. Работа по рисунку, стр. 14-15

5. Словарная работа.

Игра «Соберем букет».

6. Итог урока.

Что значит поставить в слове ударение? (Выделить голосом один из

слогов в слове.) Почему в односложных словах не ставят знак ударения? Как определить количество слогов в слове? Прочитайте вывод в тетради. Выполните на зеленой полосе схему самого длинного слова, которое знаете, обозначьте в нем количество слогов и гласных.

2. 2 класс. Тема: Большая буква в названиях городов, сел, деревень. (Урок № 85)

Цели: 1) познакомить с именами собственными; совершенствовать умения

писать большую букву в названиях городов, сел, деревень;

2) развивать орфографическую зоркость, закреплять навыка начертания

букв и соединений;

3) воспитывать аккуратность, прививать гигиенические навыки письма;

воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Таблица «Большая буква», карточки словарных слов,

физическая карта России, Башкортостана, мира, глобус, тетрадь по чистописанию.

1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук. Идет по парте человек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

2. Выборочный словарный диктант по карточкам.

Запишите пропущенные буквы. Учитель показывает карточки с

пропущенными буквами.

К-ртофель, м-рковь, к-пуста, к-рова, -ртист, м-роз, н-род, с-бака, сн-чала,

Днажды.

Проверим результаты. Учитель показывает карточки с вставленными

буквами (а, о, а, о, а, о, а, о, а, о). Идет самопроверка.

Какие элементы использовали для написания этих букв?

Посмотрите, как писать эти буквы в соединении с другими. Запишите по

3 буквы.

3. Работа по тетрадям чистописания (М.А.Яковлевой). Урок № 85 .

1) анализ элементов заглавной буквы Ц и письмо элементов;

2) показ учителем соединения элементов заглавной буквы Ц и письмо

учащимися этой буквы;

3) - Что объединяет все эти слова?

Укажи количество слогов.

Укажи количество букв, звуков.

Укажи ударный слог.

В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

4) показ учителем записи слов и самостоятельная запись учащимися (1 -2 раза).

Физкультминутка: Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту,

До лампы дотянусь. (2 раза)

Пальчиковая гимнастика: Что такое? Что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

4. Постановка темы и цели урока.

Какие слова вы записали только что? Как вы думаете, какова будет тема урока? Чему будем учиться на уроке?

Посмотрите на доску, на карту России. Что можно прочитать по карте?

На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные.

Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями.

Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, села, деревни.

5. Упражнения в написании большой буквы в названиях городов, сел,

деревень.

1) коллективная работа.

Как называется наша страна? А какие еще страны знаете?

Запишите 2-3 названия. С какой буквы надо писать? Почему?

Назовите столицу России. Запишите пословицу о Москве. Как ее

понимаете? (находим на карте). Назовите столицы других государств (можно по карте).

Что знаете о Москве?

Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в наш родной город.

Запишите. Найдем на карте (карта РБ).

Назовите свой адрес. Какие слова напишите с большой буквы? Запишем:

Республика Башкортостан (столица город Уфа), Баймакский район, город Баймак., улица …

2)Физкультминутка «Зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Пальчиковая гимнастика: Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

3) упр. 154, с.96.

Совершим путешествие по Золотому кольцу.

Как вы написали названия городов?

4)упр.156, с.96.

Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район.

(вывешивается карта района). Запишем несколько названий населенных пунктов в алфавитном порядке.

6. Итог урока.

Как пишутся названия стран, городов, сел, деревень?

7. Задание на дом. Инструктаж упражнения 155, с 96., урок 86 по тетради чистописания. Найти эти реки по карте России.

  1. 2 класс. Тема: Написание слов типа орел и Орел . (урок №87)

цели: 1) выяснить, почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы;

2) развивать умения писать слова типа орел и Орел; совершенствовать каллиграфические навыки; развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать любовь к животным; культуру речи; самостоятельность.

Оборудование: рисунки животных, стихотворение Ю.Черных, таблица «Орфограмма Большая буква», Дидактический материал .

  1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук.
  2. Словарная работа.

Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите.

Когда так говорят? С какой буквы написали эти слова? Проверьте по словарику.

3. Написание большой буквы в кличках животных.

Представьте, что все эти животные ручные. Человек дает им клички. Какую вы бы дали воробью? Вороне? Сороке? Собаке? Давайте запишем.

Вывод: Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

Как выбрать кличку животному?

На доске написано:

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой

Кошку рыжую свою называли Жучкой

А Хохлаткою они звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была собачка Мурка,

А еще – два козла – Сивка да Бурка!

(Ю, Черных)

Прочитайте. Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Курица Хохлатка, собака Жучка, …)

Любую ли корову можно назвать Буренкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Буренка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска).

Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички).

А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества, фамилии). Почему кота назвали Матроскин? (Кот полосатый, как тельняшка).

Физминутка: Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не пускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Пальчиковая гимнастика. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

4. Работа по тетрадям чистописания (М.А.Яковлевой). Урок № 87 .

1) анализ элементов букв: строчной и прописной л, Л, о,О, п, П, р, Р;

2) показ учителем соединения элементов букв и самостоятельное письмо;

3) чтение словосочетаний, объяснение значений прочитанного, что общего в них:

страшный лев пахучая роза

Лев Толстой Роза Игоревна

4) показ учителем написания слов и самостоятельная работа учащихся. Подчеркните слова, которые одинаково читаются.

5. Проблемное задание.

Ребята, читая книгу, я увидела, что слово орел написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Орел, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? А может это опечатка в книге? (Ответы детей).

6. Упражнения в распознавании слов, написанных с большой и с маленькой буквы.

1. Упр. 158, с.97.

Когда слова пишутся с большой буквы?

Орел и орел.

Орел – это название города, а орел – название птицы. Одно слово называет два предмета, поэтому есть различие в значении и написании. Город Орел так назвали, наверно, потому что там первые жители видели много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живет бабушка. Свое гнездо орел свил высоко в горах. И т.д. Используемые материалы:
1. Голованов Ф.Г. Демонстрационные карточки печатных и письменных букв. М., Просвещение, 1971 г.2. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kar/karanda16.png (картинка с изображением ручки)3. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23224&tmpl=lib (шаблон с изображением школьной доски)
Завершить показ

Подписи к слайдам:

Марабаева Л.А.
Точка начала письма буквы
Точка верхней и нижней трети строки
Наклонная палочка
«Секрет»
Крючковая линия
«Качалочка»
«Клюшечка»
«Рыбка»
«Гнездышко»
Шалашик для гномика
Знак «меньше», «больше»
«Бугорок»
Основные элементы письма.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.

Презентацию подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Новорогачинской СОШ Терещук Людмила Юрьевна 2011 год.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Новое на сайте

>

Самое популярное