Домой Водопровод Методика диагностики о ф потемкиной. Исследование социально-психологических установок личности по О. Потемкиной. Обработка и анализ

Методика диагностики о ф потемкиной. Исследование социально-психологических установок личности по О. Потемкиной. Обработка и анализ

Описание

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной состоит из 80 вопросов о том, что важно в жизни.

Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Ключ к тесту

Часть I. Выявление установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

  • ориентация на процесс: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на результат: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на альтруизм: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на эгоизм: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Часть II. Выявление установок «свобода – власть», «труд – деньги»:

  • ориентация на труд: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на свободу: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на власть: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на деньги: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Обработка и анализ

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.

Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Интерпретация результата

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

Ориентация на процесс

При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например, игра в театре.

Обычно люди более ориентированы на процесс, меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам... Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).

Ориентация на альтруизм

При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной, а человек, обладающий ею, – заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма – но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно загонять человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно... Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде – просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся разумного эгоизма. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля разумного эгоизма не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей интеллигентных профессий встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят, а именно работает. При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка – одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

Ориентация на деньги

При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Ориентация на свободу

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него – главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание свободы и денег.

Ориентация на власть

Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Человек с любой установкой (точнее с набором установок, довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т. е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично – каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного теста и опросника Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению». Знание особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности, семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик выявить несколько групп испытуемых:

1) группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени;

2) группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо;

3) группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Заверохина+++Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова

Параметры: Анализ противоречий или ориентировка в ситуации, Прогнозирование, Целеполагание, Планирование, Принятие решения, Критерии оценки, Самоконтроль, Коррекция. Вопросов 48

Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова по выявлению способности к самоуправлению была разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского Государственного Университета Н.М. Пейсаховым и его сотрудниками на основе ими же разработанной теоретической базы. Методика содержит 48 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться. Самоуправление - целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами актив­ности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции.

Самоуправ­ление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходи­мостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Саморегуляция - это тоже изменения, но совершаемые в рам­ках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегу­ляции иная - закрепить то, что приобретено в процессе само­управления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция – не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непре­рывном развитии субъективного мира человека.

Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахов: Инструкция к тесту ССУ. Предлагаемая анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет». Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28.

Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» - знаком «-» (минус).

Тестовый материал (вопросы).

1. Практика показывает, что я верно определяю свои возмож­ности в любой деятельности.

2. Я предусмотрительный человек.

3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.

4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы до­биться задуманного.

5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».

6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».

7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.

8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.

9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.

10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.

11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.

12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.

13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.

14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.

15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.

16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.

17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.

18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.

19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.

20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один - отрежь».

21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.

22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.

23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй натурой.

24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.

26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.

27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.

28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а пола­гается на естественный ход событий.

29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.

30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.

31. Обычно мало слежу за своей речью.

32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы знал, как это сделать.

33. Что я хочу и что должен делать - вот предмет моих по­стоянных раздумий.

34. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.

35. Обычно с самого начала четко представляю будущий ре­зультат.

36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.

37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оце­ниваю свой труд.

38. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.

39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время споров.

40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.

41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.

42. Жизнь так сложна, что считаю, пустой тратой времени предвосхищать ход событий

43. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.

44. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.

46. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.

47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».

48. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.

Психологический анализ рисунка и текста - Потемкина О.Ф. , Потемкина Е.В. - 2006

Вопросы изучения рисунков, почерка, речи человека всегда были в поле зрения специалистов различных областей (философов, лингвистов, историков, литературоведов, искусствоведов), однако только психология обладает уникальной возможностью во всем объеме представить личность и особенности ее характера.
Книга предназначена для психологов, философов, искусствоведов, специалистов по коммуникациям, а также для широкого круга читателей, интересующихся изобразительной деятельностью и психологией.

Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.
Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006 - 524 с.
ISBN 5-9268-0362-4
ББК88.5
П64


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психологический анализ рисунка и текста - Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. - 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ч а с т ь 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РИСУНКА И ТЕКСТА
Психологический анализ как метод научного познания
Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
Практические возможности применения психологического анализа рисунка и текста

ГЛАВА 2. ОТ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ К АНАЛИЗУ РИСУНКА И ТЕКСТА
История вопроса
Концептуальная структура сознания и способы ее функционирования
Семантическое пространство и проблемы смыслообразования
Сигнальные системы как механизмы развития психики
Структура и генезис сигнальных систем
Первый уровень сигнальных систем
Второй уровень сигнальных систем
Третий уровень сигнальных систем
Речевая сфера и особенности ее развития
Метафорическая сфера и особенности ее развития

Ч а с т ь 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИСУНКА

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКА
Методы психологического анализа рисунка
Графические методы в психодиагностике
Тест «Свободный рисунок»
Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур
Интерпретация различий личности по Р. Ассаджиоли
Методика «Пиктограмма»
Диагностика и развитие творческих способностей
Автопортрет в искусстве и психологии
Тест «Автопортрет»
Рисунок и его изменение

ГЛАВА 4. ОБ ИСКУССТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Художник об искусстве
Романтический стиль эпохи

ГЛАВА 5. РИСУНОК ЛИЦА
Основные типы лица
Лицо и судьба
1. Интуитивно-этический интроверт
2. Интуитивно-логический интроверт
3. Сенсорно-этический интроверт
4. Сенсорно-логический интроверт
5. Этико-интуитивный интроверт
6. Этико-сенсорный интроверт
7. Логико-интуитивный интроверт
8. Логико-сенсорный интроверт
9. Интуитивно-этический экстраверт
10. Интуитивно-логический экстраверт
11. Сенсорно-этический экстраверт
12. Сенсорно-логический экстраверт
13. Этико-интуитивный экстраверт
14. Этико-сенсорный экстраверт
15. Логико-интуитивный экстраверт
16. Логико-сенсорный экстраверт
Тесты на определение типа личности
Цифровой тест
Поэтапный тест
Дихотомический тест

ГЛАВА6. ПОЧЕРК И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ
Развитие почерковедения
Метод психографического анализа Д. М. Зуева-Инсарова
Почерк и личность
С. Есенин
Л. Толстой
Л. Собинов
Наполеон
О секретах графолога
Анализ почерка по Д. Сара
Наклон
Строка
Поля
Форма букв
Нажим
Размеры букв
Особенности личности, отраженные в почерке
Непроизвольные рисунки или каракули

ГЛАВА 7. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СИМВОЛОВ
Словарь образов и символов

Ч а с т ь 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Психологический анализ речевых высказываний
От психологии проигравших к психологии победителей
Системное описание текста
Текст и контекст
Авторство текста и образ автора
Знание и понимание

ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Психологическое направление в литературоведении
О категории психологизма
Типологический подход к анализу литературно-художественного произведения
А. Пушкин
А. Блок
О. Мандельштам
А. Ахматова

ГЛАВА 10. ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА: ДОСТОЕВСКИЙ И ЧЕХОВ
«Кроткая» Ф. М. Достоевского
«Три года» А. П. Чехова
Анализ почерка А. П. Чехова, выполненный Д. М. Зуевым-Инсаровым

ГЛАВА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА
Методика свободных описаний литературно-художественных текстов
Экспериментальное исследование динамики и взаимосвязи психодиагностических показателей
Результаты корреляционного анализа психологической диагностики учащихся старших классов
Анализ полученных данных
Алфавит чувств
Тридцать три несчастья. Причины деструктивного поведения, или Игры для проигравших
1. Извлекайте уроки из своих ошибок!
2. Мне всегда не везет
3. Долгий ящик
4. Гнев, который трудно обуздать
5. Прежде чем сказать «Да»
6. В надежде на понимание
7. Снова те же грабли
8. Риск ради риска
9. Уверенность в своей правоте
10. Есть время на примирение
11. Излишняя опека родителей
12. Изменяйтесь сами, и другие изменятся
13. Страдания из-за упрямства
14. «У меня всегда все хорошо!»
15. Избавляйтесь от навязчивых мыслей
16. С протянутой рукой
17. Неоправданные надежды
18. Учитесь делать комплименты
19. Будьте самим собой!
20. Нежелание «играть в игры»
21. Зависть - не самое приятное чувство
22. Не подавляйте своих желаний
23. А разве жизнь не удалась?
24. На что мы тратим свои силы?
25. Не занимайтесь самоедством
26. Начинайте, чтобы победить!
27. Удача ждет вас
28. В плену у страха
29. Не делайте себе больно!
30. Боль уйдет!
31. Невысказанные просьбы
32. Притормозить, пока не поздно
33. Устраняйте излишние волнения
34. Жизнь прекрасна!
35. Лучше действовать, чем реагировать

ГЛАВА 12. ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ
Стили мышления и их диагностика
Краткие характеристики стилей
Сопоставление стилей и типов

Подробности Категория: Кадровые

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «про­цесс - результат»

Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный про­токол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо при­держиваться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответству­ет утвердительному ответу на вопрос».

Вопросы:

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас боль­ше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем- либо просят?

12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольст­вием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечь­ся делом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприят­ной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рас­считывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как можно больше сделать для дру­гих людей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забы­ваете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жиз­ни - жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботить­ся о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия челове­ка в своих интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыст­ных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату в любом деле - Ваша отли­чительная черта?

39. Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».

Цель методики и процедура проведения та же, что и в предыдущей.

Вопросы:

1. Вы согласны, что самое главное в жизни - быть масте­ром своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятель­ного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют зарабо­тать деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для Вас является главным наслажде­нием в жизни?

6. Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми - наибо­лее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отноше­нии люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям во­преки требованиям со стороны?

11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для вла­сти - это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обяза­тельствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-ли­бо не подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свобо­дой в рамках закона?

19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует только отличный результат ра­боты?

22. Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для Вас заработок главным стремле­нием в жизни?

25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руко­водить?

28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть сво­бодным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37. Труд - наибольшая ценность для Вас?

38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя сре­ди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать вла­стью?

40. Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?

Образец протокола:

13.

17.

21.

25.

29.

33.

37.

10.

14.

18.

22.

26.

30.

34.

38.

11.

15.

19.

23.

27.

31.

35.

39.

12.

16.

20.

24.

28.

32.

36.

40.

Обработка и интерпретация данных:

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки-вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 - «ориентация на процесс ». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее за­думываются над достижением результата, часто опазды­вают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет ин­терес к делу, а для достижения результата требуется мно­го рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма «плюсов» второй строки-вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 - «ориентация на результат».Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей дея­тельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Сумма «плюсов» третьей строки - вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 - «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наи­более ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но прино­сит счастье.

4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навре­дить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречает­ся довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Ключи к методике выявления установок «свобода- власть», «труд - деньги»:

Подсчет данных осуществляется так же, как и в преды­дущей методике-подсчитывается количество плюсов (от­ветов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки - « ориентация на труд » - обыч­но люди, ориентирующиеся на труд, все время использу­ют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки - « ориентация на свободу » - главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

3. Сумма третьей строки - « ориентация на власть » - эта ориентация больше свойственна представителям силь­ного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки - « ориентация на деньги » - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители - эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование из­менений ориентаций имеет чрезвычайное значение. Осо­бенности ценностных ориентаций интересны при профес­сиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А мо­гут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например, при консультировании по вопросам семьи и бра­ка. Как показал наш опыт, разногласия в социально-пси­хологических установках вносит часто разлад в брачно­семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необхо­димо начертить две вертикальные пересекающиеся пря­мые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получит­ся плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результа­тов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармо­ничными ориентациями. Все ориентации выражены силь­но и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у кото­рых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у кото­рых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесо­образно уточнить, в частности, причины дисгармонично­сти ориентаций или низкую мотивацию. Эти причины мо­гут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере была разработана О.Ф. Потемкиной и представляет собой опросник из 80 вопросов с одинаковыми вариантами ответов «Да» и «Нет» на каждый. В процессе создания доктор психологических наук, практикующий психолог, профессор Ольга Фёдоровна Потемкина ориентировалась на труды советского психолога Д. Узнадзе, который черпал вдохновение в трудах швейцарского психиатра К. Юнга и немецкого социолога и философа Э. Фромма. Данная методика довольно широко распространена в менеджменте и заслуживает доверия.

Целью методики является выявление степени выраженности социально-психологических установок. Тест использует 8 различных шкал:

  • Ориентация на процесс
  • Ориентация на результат
  • Ориентация на альтруизм
  • Ориентация на эгоизм
  • Ориентация на труд
  • Ориентация на деньги
  • Ориентация на свободу
  • Ориентация на власть

Тест Потемкиной хорошо подходит для взрослых людей, уже имеющих опыт профессиональной деятельности.

Инструкция к тесту Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Вам будет предложено 80 вопросов с вариантами ответов «Да» и «Нет» в каждом. Пожалуйста, выбирайте вариант «Да» если утверждение в вопросе верно описывает Ваше обычное поведение и «Нет» если не соответствует ему.

Время прохождения теста : 10-15 минут.

Возможная аудитория теста : взрослые

Стоимость теста : бесплатно

Результат теста : станет доступен сразу после ответа на все предложенные вопросы в виде списка используемых шкал с получившимся значением и словесным описанием.

Новое на сайте

>

Самое популярное