Домой Ливневка Русский язык — это не про правила. Образовательный портал Правила по русскому языку 1 2

Русский язык — это не про правила. Образовательный портал Правила по русскому языку 1 2

Никита Юкович

Шеф‑редактор «Тинькофф‑журнала».

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах - они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилёту»

В значении «после чего‑либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что‑то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что‑то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

5. «Экономкласс», а не «эконом‑класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес‑класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю , в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд‑корте» и «чек‑листе» есть.

Таких примеров много - кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого‑то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что‑то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы - Й - и - ь - при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква - ё-.

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква - ь - (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а, чу и щу с буквой - у. Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные , глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи .

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., стер. - М.: 2012. - 192 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
(-лона категории состояния 135
(1лужебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172

Новое на сайте

>

Самое популярное