Домой Ливневка Рабочая программа физика 7. Подготовка к контрольной работе

Рабочая программа физика 7. Подготовка к контрольной работе

    Статус документа

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с Красноармейское Калининского района Саратовской области». Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

    Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

    Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

    Структура документа

Рабочая программа по физике включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение и приложение (календарно-тематическое планирование).

    Общая характеристика изучения физики в 7 классе:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В курс физики 7 класса входят следующие разделы:

    Первоначальные сведения о строении вещества

    Взаимодействие тел

    Давление твердых тел, жидкостей и газов

    Работа, мощность, энергия

    Цели изучения физики в 7 классе:

    освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

    овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

    воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

    применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план (2004г) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики в 7 классе 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

    использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

    формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы;

    овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

    приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

    владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

    организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Основные изучаемые вопросы

Требования к знаниям и умениям

вид контроля

Введение

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ

Фронтальный опрос, устные ответы, тесты,

Первоначальные сведения о строении вещества

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).

Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты,

Работа с таблицами, решение задач, л/р, конференция, опорный конспект

Взаимодей

ствие тел

20 (л/р 4 к/р 2)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Явление инерции, физический закон, взаимодействие;

Смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Определение плотности вещества, формулу. Определение силы, единицы ее измерения и обозначения. Определение силы тяжести. Определение силы упругости.

Определение силы трения

Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

Использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

Выражать величины в СИ, уметь приводить примеры. Уметь воспроизвести или написать формулу. Работать с приборами при нахождении массы тела. Работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. Работать с приборами (мензурка, весы). Работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества. Работать с приборами. Воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества. Определение силы, единицы ее измерения и обозначения. Определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора. Составлять схемы векторов сил, действующих на тело. Уметь привести примеры.

Работа с таблицами, справочниками, графиками, решение задач, л/р, к/р, опорный конспект

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25 (л/р 2 к/р 1)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса. Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ;

Объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать

использовать физические приборы для измерения давления; Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ; решать задачи на закон Архимеда.

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты, см/р.

Работа с таблицами, справочниками, графиками, решение задач, л/р, к/р, отработка формул, опорный конспект

Работа, мощность, энергия

12 (л/р 2 к/р 1)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

Знать определение физических величин: работа, мощность. Устройство рычага.

Устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах

Знать определения физических величин: КПД, механизмов.

Знать определения физических величин: энергия; единицы измерения энергии, закон сохранения энергии. Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии, и ее превращения. Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы. Уметь: проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную). Уметь решать задачи.

Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты, см/р.

Работа с таблицами, справочниками, графиками, решение задач, л/р, к/р,

Повторение

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА.

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

    смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

    смысл физических величин : путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

    смысл физических законов : Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

    уметь:

    описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

    использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

    представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

    выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

    приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

    решать задачи на применение изученных физических законов;

    осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

    контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

    рационального применения простых механизмов.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

А.В. Перышкин

Физика-7 кл

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

М.Просвещение

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

М. Илекса

Е. М Гутник Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс

А.В.Перышкин

Сборник задач

М. Экзамен

Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера»

Интерактивная энциклопедия «Кирилл и Мифодий»

Интерактивный курс «Школьный курс физики» Образовательные комплекты.

Методический журнал «Физика в школе

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

уроков физики

Класс 7

Учитель: Васин Н.В.

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 4, лабораторных работ 10,

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования «Физика» 7-9 базовый уровень и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г.

Учебник Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7 класс, 2009 г. М. Дрофа

урока

Содержание

Дата провед

Факт

дата

ИКТ

Примечания

Что изучает физика Наблюдения и опыты

02.09

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

04.09

ПК

Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного прибора.

09.09

Физика техника.

11.09

Строение вещества. Молекулы.

16.09

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

18.09

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

23.09

ПК

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

25.09

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

30.09

Повторительно-обобщающий урок.

02.10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

07.10

Скорость. Единицы скорости.

09.10

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

14.10

Явление инерции. Решение задач.

16.10

Взаимодействие тел.

21.10

ПК

Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах.

23.10

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

28.10

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

30.10

Плотность вещества.

11.11

Проект

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

13.11

Проект

Расчет массы и объема тела по его плотности.

18.11

Проект

Решение задач «Взаимодействие тел»

20.11

Отчет по пр

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

25.11

ПК

Сила упругости. Закон Гука.

27.11

Вес тела.

02.12

Единицы силы.

04.12

Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Лабораторная работа № 6.

09.12

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

11.12

ПК

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

16.12

Контрольная работа № 1. «Взаимодействие тел»

18.12

Давление. Единицы давления.

23.12

Способы уменьшения и увеличения давления.

25.12

Давление газа.

13.01

Закон Паскаля.

15.01

Давление в жидкости и газе.

20.01

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

22.01

Решение задач «Давление»

27.01

Сообщающиеся сосуды.

29.01

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

03.02

Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли.

05.02

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

10.02

Решение задач «Атмосферное давление»

12. 02

Манометры.

1 7. 02

Контрольная работа № 2. «Закон Паскаля»

19.02

Поршневой жидкостный насос.

24.02

Гидравлический пресс.

26.02

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

03.03

ПК

Архимедова сила.

05.03

Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

10.03

Плавание тел.

Решение задач «Архимедова сила»

Лабораторная работа № 8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Механическая работа.

ПК

Мощность. Решение задач.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Момент силы.

ПК

Рычаги в природе, быту и технике. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Приложения закона равновесия рычага к блоку Равенство работ при использовании простых механизмов.

Золотое правило механики.

Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа № 10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

ПК

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Контрольная работа № 6

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№423»

ФГОС второго поколения

Подготовила

Учитель физики

ГБОУ Школа №423

Борматова Ж.Г.

Москва, 2015

Рабочая программа по физике для 7 класса

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей :

    развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

    понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

    формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

    знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

    приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

    формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

    овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

    понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

    Введение - 4 часа.

    Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов.

    Взаимодействие тел - 21 час.

    Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час.

    Работа и мощность. Энергия - 11 часов.

    Резервное время - 5 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.

Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений:

    Свободное падение тел.

    Колебания маятника.

    Притяжение стального шара магнитом.

    Свечение нити электрической лампы.

    Электрические искры.

Лабораторные работы

    Измерение расстояний.

    Измерение времени между ударами пульса.

    Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.

Демонстрации

    Диффузия в растворах и газах, в воде.

    Модель хаотического движения молекул в газе.

    Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.

Демонстрации

    Равномерное прямолинейное движение.

    Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации

    Явление инерции.

    Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

    Измерение силы по деформации пружины.

    Свойства силы трения.

    Сложение сил.

    Барометр.

    Опыт с шаром Паскаля.

    Опыт с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы

    Измерение массы тела.

    Измерение плотности твердого тела.

    Измерение плотности жидкости.

    Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

    Исследование условий равновесия рычага.

    Измерение архимедовой силы.

Механическая энергия

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации

    Реактивное движение модели ракеты.

    Простые механизмы.

Лабораторные работы

    Измерение КПД наклонной плоскости.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

    смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

    смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

уметь:

    описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

    использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

    представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

    выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

    приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

    решать задачи на применение изученных физических законов;

    осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

    сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

    мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

    формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

    понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

    формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

    знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

    умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

    умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

    коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Учебно-методический комплект

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА

КПУ КИМ ГИА - коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА

Л. - В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

Календарно-тематическое планирование

7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

    Введение (4 часа).

недели/урока

    Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

недели/урока

    Взаимодействие тел (21 час).

недели/урока

    Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).

недели/урока

    Работа и мощность (11 часов).

недели/урока

Использованный материал:

    Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

    Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

    Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

    М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

    А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

    В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

    Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.

Физика, 7-9 класс, Рабочая программа.

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с расчетом 2 часа в неделю в 7-9 классах согласно базисному учебному плану и в соответствии с выбранными учебниками:
А.В. Перышкин Физика 7 класс
А.В. Перышкин Физика 8 класс
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс.

Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Основное содержание.
8 класс (72ч)
1. Тепловые явления (12ч)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Лабораторные работы и опыты
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Демонстрации
Изменение внутренней энергии при теплопередаче.
Теплопроводность различных тел.
Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.
Наблюдение конвекции в жилом помещении.
Испарение различных жидкостей.

2. Изменение агрегатных состояний вещества (13ч)
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Лабораторные работы и опыты
Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
Демонстрации
Охлаждение жидкостей при испарении.
Устройство и действие четырехтактного ДВС.
Действующая модель паровой машины.
Показ паровой турбины с помощью диапозитивов или фотографий.
Парниковый эффект.

Оглавление
I Пояснительная записка
II Федеральный компонент государственного стандарта
III Основное содержание
IV Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике
V Критерии и нормы оценок учащихся
VI Календарно-тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
VII Контрольные работы
7 класс
8 класс
9 класс.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физика, 7-9 класс, Рабочая программа - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащийся научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Содержание обучения

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления.

Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Определение размеров малых тел.

Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Фронтальные лабораторные работы

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение(3ч)

Календарно-тематическое планирование по физике

Класс 7

Учитель Анохина Галина Ивановна

Количество часов по учебному плану

Всего: 70 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ 5

Плановых лабораторных работ 11

Планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по физике(2015 г), авторской программы по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2014 г.)

Учебник_ Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин- М. Дрофа, 2015

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

проведения

план

факт

Введение (4 ч)

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§ 1—3)

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

4

Физика и техника (§ 6)

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7—9).

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

7

Движение молекул (§ 10)

8

Взаимодействие молекул (§11)

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13)

10

Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15)

12

Скорость. Единицы скорости (§16)

13

Расчет пути и времени движения (§ 17)

14

Инерция (§ 18)

15

Взаимодействие тел (§ 19)

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21)

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

18

Плотность вещества (§ 22

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

21

Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23)

22

Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества»

23

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

24

Анализ к/р. Сила (§ 24)

25

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26)

26

Сила упругости. Закон Гука (§ 27)

27

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28—29)

28

Динамометр (§ 30). Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§31)

30

Сила трения. Трение покоя (§ 32, 33)

31

Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел »

32

Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил»

33

Контрольная работа №2 «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

34

Анализ к/р. Давление. Единицы давления (§ 35)

35

Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)

36

Давление газа (§ 37)

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38)

38

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39, 40)

39

Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

40

Анализ к/р. Сообщающиеся сосуды (§ 41)

41

Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43)

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44)

43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46)

44

Манометры. Поршневой жидкостный насос (§ 47)

45

Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс (§ 48, 49)

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50)

47

Закон Архимеда (§ 51)

48

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

49

Плавание тел (§ 52)

50

Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

51

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости»

52

Плавание судов. Воздухоплавание (§ 53, 54)

53

Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

54

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов

1

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

55

Анализ к/р. Механическая работа. Единицы работы (§ 55)

56

Мощность. Единицы мощности (§ 56)

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58)

58

Момент силы (§ 59)

59

Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага»

60

Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62)

61

Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы»

62

Центр тяжести тела (§ 63)

63

Условия равновесия тел (§ 64)

64

Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67)

66

Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68)

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»

Итоговое повторение

68

Анализ к/р. Решение задач «Механические и тепловые явления».

69

"Я знаю, я могу..."

Физика и мир, в котором мы живем

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Дата _______________ Подпись _________________/___ ____________

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
  1. Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.
  1. учебником (включенным в Федеральный перечень):
  1. А.В Перышкин. Физика-7 – М.: Дрофа, 2006.
  1. сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  1. В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.

Цели изучения курса – выработка компетенций :

  1. общеобразовательных:

Умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

Умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

Умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

Воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

Применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов ; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  1. смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;
  2. смысл физических величин : путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  3. смысл физических законов : Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  1. для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  2. контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  3. рационального применения простых механизмов.

I. Физика и физические методы изучения природы. (3 ч.)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Знать смысл понятия «вещество» . Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (7 ч.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

III. Взаимодействие тел. (20 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема твёрдого тела.

5.Определение плотности твердого вещества.

6.Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать:

  1. явление инерции, физический закон, взаимодействие;
  2. смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

  1. описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
  2. использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;
  3. выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;
  4. выражать величины в СИ.

Знать, что мерой взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры.

Знать:

  1. определение массы;
  2. единицы массы.

Уметь воспроизвести или написать формулу.

Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу.

Уметь работать с приборами при нахождении массы тела, с мензуркой и весами.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения. Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

Умение составлять схемы векторов сил, действующих не тело.

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса.

Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Уметь:

  1. объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
  2. использовать физические приборы для измерения давления;
  3. выражать величины в СИ.

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь решать задачи на закон Архимеда.

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

V. Работа и мощность. Энергия. (15 ч.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

8.Выяснение условия равновесия рычага.

9.Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.

Знать устройство рычага. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

Уметь:

  1. проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;
  2. работать с физическими приборами.

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах.

Знать определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

Знать определения физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

Знать:

  1. определение физических величин: энергия, виды энергии;
  2. единицы измерения энергии;
  3. закон сохранения энергии.

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения.

Уметь решать задачи.

VI. Повторение. (2 ч.)

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, материя, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие; центр тяжести тела;

Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

Смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

Рационального применения простых механизмов;

Контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Календарно–тематический план. Физика. 7 класс

Название раздела, темы, урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Кол-во часов

Тип урока

Основные термины

Д.з.

примечания

Дата

проведения

План

Факт

Физика и физические методы изучения природы

ТБ в кабинете. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира

Комбинированный урок

Тело, вещество, материя

§ 1, 2, 3.

Л. № 5, 12

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц

Комбинированный урок

Физические величины. Система СИ.

Измерение и точность измерения. Цена деления

§ 4, 5;

Л. № 25; подг. к л.р.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

Методы определения цены деления шкал измерительных приборов

§ 6, составить кроссворд

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы

Строение вещества

Комбинированный урок

Строение вещества.

Молекулы и атомы

§ 7, 8. Л. № 53, 54, подг. к л.р.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Методы измерения размеров малых тел

Формирование практических умений

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение

Комбинированный урок

Диффузия

§ 9, задание 2(1). Л. № 66

Взаимодействие частиц вещества

Комбинированный урок

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

§ 10, упр. 2(1).

Л. № 74, 80

Три состояния вещества

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Комбинированный урок

§ 11

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Комбинированный урок

Свойства и различия во внутреннем строении твердых тел, жидкостей и газов

§ 12.

Л. № 65, 67, 77-79

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Урок контроля

Взаимодействие тел

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение

Урок изучения новых знаний

Механическое движение

§ 13, задание № 4.

Л. № 99, 101, 103

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение

Скорость прямолинейного равномерного движения

Комбинированный урок

Равномерное и неравномерное движение.

Скорость прямолинейного равномерного движения. Единицы скорости

§ 14, 15.

Упр. 4(1,4)

Методы измерения расстояния, времени, скорости

Урок закрепления знаний

§ 16.

Упр. 5(2,4)

Расчет скорости, пути и времени движения

Урок закрепления знаний

§ 16

Инерция

Инерция. Неравномерное движение

Комбинированный урок

Инерция

§ 17

Взаимодействие тел

Взаимодействие тел

Комбинированный урок

Взаимодействие тел

§ 18.

Л. № 207, 209

Масса тела. Единицы массы

Масса тела. Устройство и принцип действия весов

Комбинированный урок

Масса тела. Единицы массы

§ 19, 20, подготовка к л.р.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Методы измерения массы тела

Формирование практических умений

Повторить §19, 20.

Упр. 6(1,3)

Плотность вещества

Плотность вещества

Комбинированный урок

Плотность.

Плотность вещества

§ 21.

Л. № 265, подготовка к л.р. № 4, 5

Лабораторные работы № 4,5 «Измерение V тв. тела», «Определение ρ тв. тела»

Методы измерения объёма и плотности тела

Формирование практических умений

Повторить §21.

Упр. 7(1,2)

Расчет массы и объема тела по его плотности, решение задач

Урок закрепления знаний

§ 22

Расчет массы и объема тела по его плотности

Урок закрепления знаний

Упр. 8(3,4), повторить формулы, подготовка к к.р.

Сила. Сила – причина изменения скорости

Взаимодействие тел. Сила

Комбинированный урок

Сила. Единицы силы

§ 23

Явление тяготения. Сила тяжести

Сила тяжести

Комбинированный урок

Сила тяжести.

Явление тяготения. Сила тяжести на других планетах

§ 24

Сила упругости. Вес тела

Сила упругости и вес

Комбинированный урок

Сила упругости

§ 25, 26.

Л. № 328, 333, 334

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Вес тела

Комбинированный урок

Закон Гука. Динамометр

§ 27, упр. 9(1,3), подготовка к л.р.

Лабораторная работа № 6 «Динамометр. Градуирование пружины»

Метод измерения силы

Формирование практических умений

§ 28, упр. 10(1,3)

Графическое изображение силы. Сложение сил

Сложение сил

Урок закрепления знаний

Сложение сил. Равнодействующая сила

§ 29, упр. 11(2,3)

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

Сила трения

Урок изучения новых знаний

Сила трения.

Трение покоя.

Трение в природе и технике. Подшипники.

§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»

Урок контроля

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления

Давление

Урок изучения новых знаний

Давление. Единицы давления.

Способы увеличения и уменьшения давления

§ 33, 34.

Упр. 12(2,3), упр. 13, задание 6

Давление газа

Давление

Комбинированный урок

§ 35.

Л. № 464, 470

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»

Давление, плотность газа

Урок закрепления знаний

Давление газа

§ 35.

Л. № 473

Закон Паскаля

Давление. Закон Паскаля

Комбинированный урок

§ 36.

Упр. 14(4), задание 7

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Комбинированный урок

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

§ 37, 38.

Л. № 474, 476.

Упр. 15(1)

Давление. Закон Паскаля

Давление. Закон Паскаля

Урок закрепления знаний

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Повторить § 37, 38.

Л. № 504-507

Сообщающиеся сосуды, применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. Гидравлические машины

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды

§ 39, задание 9(3)

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления

Атмосферное давление

Комбинированный урок

Вес воздуха. Атмосферное давление

§ 40, 41.

Упр. 17, 18, задание 10

Измерение атмосферного давления

Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли

Комбинированный урок

Измерение атм. давления. Опыт Торричелли

§ 42, дополнительно § 7, упр. 19(3,4), задание 11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Методы измерения атмосферного давления

Комбинированный урок

§ 43, 44, упр. 20, упр. 21(1,2)

Манометры. Гидравлический пресс

Манометры и прессы

Комбинированный урок

Барометры. Манометры

§ 45, дополнительно § 46, 47

Закон Архимеда. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Комбинированный урок

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

§ 48, упр. 19(2)

Архимедова сила

Комбинированный урок

Архимедова сила.

Легенда об Архимеде.

Закон Архимеда

§ 49, подготовка к л.р.

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Закон Архимеда

Формирование практических умений

Повторить §49, упр. 24(2,4)

Плавание тел

Условие плавания тел

Комбинированный урок

§ 50, упр. 25(3-5)

Плавание тел

Закон Архимеда

Урок закрепления знаний

Плавание тел

Л. № 605, 611, 612

Плавание судов

Комбинированный урок

§ 51

Воздухоплавание

Закон Архимеда

Урок изучения новых знаний

§ 52.

Упр. 26

Воздухоплавание

Урок закрепления знаний

Воздухоплавание

Упр. 28(2)

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание

Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда

Повторительно-обобщающий урок

Воздухоплавание и повторение темы

Задание 16, подготовка к к.р.

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Урок контроля

Работа и мощность. Энергия тел

Работа

Работа

Урок изучения новых знаний

Механическая работа.

Мех. работа. Единицы работы

§ 53.

Упр. 28(3,4)

Мощность

Мощность

Комбинированный урок

§ 54.

Упр. 29(3-6)

Мощность и работа

Мощность и работа

Урок проверки знаний и умений

Механическая мощность.

Мощность. Единицы мощности

Рычаги

Виды рычагов, их применение

Урок изучения новых знаний

§ 55, 56.

Л. № 736.

Задание 18

Момент силы

Момент силы, правило моментов

Комбинированный урок

Рычаг. Момент силы

§ 57, подготовка к л.р., упр. 30(2)

57

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий равновесия рычага»

Практическое исследование условий равновесия рычага

1

Формирование практических умений

§ 58, упр. 38(1,3,4)

58

Блоки. Золотое правило механики

1

Комбинированный урок

Блок. Простые механизмы.

Блок и система блоков


§ 59, 60.

Упр. 31(5)

59

Золотое правило механики

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

1

Урок повторения и обобщения


Золотое правило механики

Повторить § 59, 60. Подготовиться к л.р.

Л. № 706

60

Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Использование тела для определения КПД наклонной плоскости

1

Формирование практических умений

§ 61

61

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.

1

Комбинированный урок

Энергия

§ 62, 63.

Упр. 32(1,4)

62

Закон сохранения механической энергии. Методы измерения работы, мощности, энергии

1

Комбинированный урок

Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия

§ 64.

Л. № 797

63

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

Урок повторения и обобщения материала

Закон сохранения механической энергии

64

Подготовка к контрольной работе

1

65

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия»

1

Урок контроля

66

Строение веществ, их свойства

Базовые понятия

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

VI

Повторение

2

67

Взаимодействие тел

Базовые понятия

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение § 13-64

68

Итоговая контрольная
работа № 5

1

Урок контроля

-цифровые образовательные ресурсы.

  • http://www.proshkolu.ru -библиотека – всё по предмету «Физика».
  • Технические средства обучения.

    1. Компьютер
    2. Проектор
    3. Принтер
    4. Устройства вывода звуковой информации, колонки для озвучивания всего класса.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное