Домой Ливневка Конспект занятия по коррекции дисграфии на тему "звуки и буквы в и ф". Приемы коррекции оптической дисграфии Конспекты занятий по дисграфии

Конспект занятия по коррекции дисграфии на тему "звуки и буквы в и ф". Приемы коррекции оптической дисграфии Конспекты занятий по дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: дифференциация букв И-У в слогах и словах.

Лексическая тема: профессии.

Задачи:

Активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

Развитие зрительного восприятия, памяти, зрительно-пространственной ориентировки;

Дифференциация звуков И-У и соответствующих букв;

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза;

Развитие логического мышления;

Уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «профессии»;

Актуализация синонимов;

Совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

Воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

Воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: геометрические фигуры различных цветов, картинки с изображением животных, игровое поле и «дрессированная» муха, для игры «Муха», разноцветные фигуры и игровое поле, для игры «Фигуры», карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, картинки с изображением букв (У, И), карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сядьте сначала те, у кого на парте лежит красный круг, а затем те, у кого лежит желтый квадрат, затем сядут те, у кого – зеленый треугольник.

Молодцы. Все справились с заданием.

2. Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентировки

1) Игра «Животные».

Внимательно посмотрите на доску. На ней находятся шесть картинок животных. Запомните их последовательность, а затем я их сниму. После этого вы мне назовете, в каком порядке животные были расставлены.

(лошадь, свинья, собака, слон, жираф, муха).

Молодцы назвали верно. А теперь подумайте, какое животное лишнее, и почему (муха, потому что это насекомое).

Правильно, а можно ли оставшихся животных разделить группы? Если да, то, на какие? (Да, можно. Лошадь, свинья, собака – домашние животные, слон, жираф – дикие).

2) А теперь поиграем в игру «Муха».

На краю каждой парты лежит конверт. Возьмите его и достаньте оттуда «дрессированную» муху и игровое поле.

Положите муху на середину поля. Эта муха передвигается только в воображении игроков. Руками ее двигать нельзя.

Я буду давать команды, а вы мысленно перемещайте муху по игровому полю. Следите за ней, она не должна выходить за игровое поле.

Муха летит в правый верхний угол, затем в правый нижний угол, в левый верхний угол, в левый нижний угол.

Теперь возьмите муху, и положите её туда, где она должна сейчас находиться.

Молодцы. А теперь уберите все в конверт и положите на краешек стола.

3) Игра «Фигуры»

Сейчас я каждому раздам разноцветные фигуры и игровое поле. Вам нужно будет не запутаться и положить фигуры в те клеточки игрового поля, которые я буду называть.

Положите в центр поля красный круг, в правый верхний угол положите синий треугольник, под ним находится желтый ромб. В левый нижний угол поместите зеленый ромб, справа от него – черный квадрат. А в левый верхний угол положите коричневый круг.

А теперь давайте проверим. Посмотрите на картинку на доске. Вот так должны были расположиться ваши фигуры.

Молодцы, положите все в конверт и уберите на краешек стола.

3. Сообщение темы занятия.

Сейчас я каждому раздам по набору элементов букв. Составьте из них буквы.

Какие буквы у вас получились? (И-У ).

Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать буквы И-У.

1) Сравнение букв И-У по начертанию

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы? (Два)

Из каких элементов они состоят? (крючки, петелька)

Какие элементы одинаковые? (крючки)

Чем отличаются эти буквы? (у буквы У есть петелька)

Давайте представим, что мы пишем буквы в воздухе. Сначала пишем И, затем У.

Сейчас закройте глаза, я каждому дом по шаблону буквы, вы должны будете ощупать его и сказать, какая буква у вас в руках.

Давайте теперь запишем в тетрадь буквы, которые я буду произносить: И, У, У, И, У. Молодцы. Все справились.

2) Развитие буквенного гнозиса.

Работа по индивидуальным карточкам.

У вас на парте лежит карточка, на которой написаны буквы. Обведите красным цветом буквы У, синим – И.

4.Развитие фонематического восприятия. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Послушайте звуки, слоги и слова и когда услышите букву У или И, то поднимите соответствующую картинку, на которой она изображена:

Звуки: и, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и, у.

Слоги: по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Рассмотрите буквы, записанные на доске. Постарайтесь составить как можно больше слов из этих букв: и, р, г, у, а, ш, к . (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

6.Физминутка. Дети читают стихи и выполняют действия.

Прыгают кузнечики,

Поднимают плечики.

Раз, два. Раз, два –

Закружилась голова.

7. Письменные упражнения.

1) Игра «Замена»

Слушайте внимательно загадку.

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге и в тетрадке

Отгадали? (Лист)

А теперь послушайте еще одну загадку и замените в слове одну букву другой, чтобы получилось новое слово:

Но птицей стать я захотел –

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши,

И как зовут меня – реши. (Аист)

Какое новое слово у вас получилось? (Аист)

Запишите в тетрадь эти два слова.

Какое место звука и в этих словах? Между какими звуками И в слове ЛИСТ? АИСТ?

2) Игра «Найди друзей слов»

Сейчас я каждому раздам карточки со словами, близкими по значению. Они записаны в два столбика. Прочитайте их. Вставьте карандашом пропущенные буквы. (Подсказка: пропущены только те буквы, о которых мы говорим на сегодняшнем уроке).

Рез и нка пред у пред и тельный

пр и ятель пр и лежный

р и с у нок у стал

у спех дост и жение

сл у чай пах у чий

у чт и вый товар и щ

у сердный про и сшеств и е

д у ш и стый ласт и к

А теперь соедините стрелкой слова близкие по значению.

Назовите пару слов.

Составьте каждый по два словосочетания со словами. Запишите их в тетрадь.

Буквы И-У подчеркните.

8. Сообщение лексической темы.

Давайте разгадаем загадки:

Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

(Учитель)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель)

Как одним словом можно назвать отгаданные вами слова. Что это такое? (Профессии)

8. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди? (на доске вывешены картинки: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста).

Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

9. Составление словосочетаний.

Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия – И-У.

Запишите два составленных вами словосочетания. Подчеркните буквы И-У.

10. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

11. Итог урока.

Наш урок подошел к концу.

С какими буквами мы работали на сегодняшнем уроке?

- Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы У-И .

Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

Урок окончен, до свидания, ребята!



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.


Дифференциация букв «о - а» 9


II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.




10


4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.

4. Работа на уровне слова.

Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.

1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

2. Этот весёлый человечек ничего не знает.

8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.


Дифференциация букв «о - а» 11


4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)



ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а

Задачи: о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-


12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.



4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.

1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.


14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Дифференциация букв у -и.

Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у - и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).

Логопед: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?

Элементы букв:


Дифференциация букв «у - и» 15


Дети: Получились буквы у - и.

2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия.

II. Основная часть занятия

1.Сравнение букв занятия по начертанию.

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

- Какие элементы одинаковые?

- Чем отличаются эти буквы?

Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у (задание 3, с.5).

2. Соотнесение буквы со звуком.

3. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.

4.Развитие фонематического восприятия.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.

Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.

Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.

Логопед: Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5).

Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.

Картинки: Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.

6. Дифференциация букв и - у на уровне слова.

Развитие логического мышления.

Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.


16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


Под метлой-метёлкой Растут на грядке

Виснут пряди шёлка. зелёные ветки,

(Кукуруза) А на них красные детки.

(Помидоры)

Вырос я на грядке, Летом рад я свежей

Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей;

Куда не приду, А сушёная в запас

Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас.

(Лук) (Малина)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом.

(Редис)

Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)

7,Физминутка.

Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.

8. Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда.


1. Домашняя птица.


Дифференциация букв «у - и» 17


2. Она носит на себе свой дом.

3. Зимующая птица с жёлтой грудкой.

4. Это есть у собаки и у якоря.

5. Хищник, похожий на хорька.

6. Разбойник на море.

7. Овощ, растущий на огороде.

8. Предмет мебели.

Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

III. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.


18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6).

Логопед: Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот».

широкий твёрдый старый

скучный бесполезный неряшливый

Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.)

2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6).

Логопед: Вспомните по 5 слов с буквами и - у.

Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и - у.)

II. Основная часть занятия

1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).

Логопед: Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.

Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К

ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д...

В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК....

М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...

2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).

Логопед: Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7).

Логопед: Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.


Дифференциация букв «у - и» 19


Собака Пушок

У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.

III. Итог занятия

Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема : Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.

Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1.Развитие навыков конструирования.

Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки.

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у).


20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами.

Логопед: Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал.

2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога.

Логопед: Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов.

Дети: им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз.

3. Соотнесение звука с буквой.

Логопед: Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти?

Карточки со словами:

Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия.

4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3).


Дифференциация букв «у - и» 21


5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте в слова буквы и - уи прочитайте слова.

Л...ПА Л...ЖА Л...ДА

Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА

6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди?

Показывает детям картинки с изображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста.

Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

7. Составление словосочетаний.

Логопед: Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия.

7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений.

Логопед: Посмотрите, в таблице скрылась фраза.

Дети: Хорошая книга - лучший друг. Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия.

Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:


22 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


8. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания (задание 9, с. 7).

КножевдеМ

акножевдем илсенирп укинтохО

лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП

ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО

акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.

Медвежонок.

Охотнику принесли медвежонка.

Попав в комнату, медвежонок не струсил.

Он почувствовал себя свободно.

В комнату незаметно вошла охотничья собака.

Она сразу почувствовала медвежонка.

Собака сделала стойку перед маленьким гостем.

Медвежонок забился в угол и стал смотреть.

Собака понюхала его и отошла в сторону.

Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Дифференциация букв и - у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить


Дифференциация букв «у - и» 23


детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Орг. момент

1.Знакомство с героями занятия.

Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство.

Но прежде необходимо записать число и тему занятия.

Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.)

2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают.

3.Сравнительная характеристика букв и - у.

II. Основная часть занятия

1. Дифференциация букв занятия на уровне слов.

Логопед: Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого.

Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия.

Слова на карточках: КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР.

2.Работа с деформированным предложением.

Логопед: Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот


24 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения.

В, плавает, реке, уточка.

Собака, луну, ночью, лает.

Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в.

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям.

1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел.

2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота.

3. Нитки сматывают в....

4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится.

5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав.

Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.)

4. Индивидуальн ая работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал?

Стар..к., опорой б..дь,

Малышей не дай в об..д...,

Уст..пай больном... п...ть

И скамейк нвал...д... .


Дифференциация букв «у - и» 25


5.Физминутка.

Логопед: Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. . Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд.

6. Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте.

Логопед: Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время.

Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и - у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу.

Текст слухового диктанта:

«Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания!

Похитители».

Слова для справок на доске: уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком?


26 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Дифференциация букв и - ш.

Цели: закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

Оборудование: карточки с изображениями элементов букв и - ш; ребусы; карточки с буквами для составления слов, альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед: Рассмотрите элементы и отгадайте буквы:

Начинается с элемента ;

В первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.);

- во второй букве таких элементов три, она обозначает глухой согласный звук (Ш.). Дети: это буквы и - ш, И - Ш.

2. Сформулировать тему занятия (задание 1. с. 8).

Логопед: Посмотрите на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия

1. Соотнесение буквы со зв уком и символом (задание 2. с . 8).

Логопед: Запишите буквы по элементам, назовите их количественный и качественный состав.

Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположение всех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.


Дифференциация букв «и - ш» 27


2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш.

3. Дифференциация букв и-ш в словах (задание 3. с. 8).

Логопед: расшифруйте слова и объясните их значение.

3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К

3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО

2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь

М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2

4.Развитие логического мышления. Работа с ребусами.

Логопед: Отгадайте слова, запишите их, отметьте в словах буквы занятия: и - 2, ш - 3.

Ответы: знание, Дмитрий, фонари, подушка.

Логопед: Рассмотрите наложенные буквы (задание 4, с. 8-9). Составьте из них слова. Прочитайте и запишите эти слова.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Назовите буквы в слове и составьте как можно больше новых слов из данных букв. Определите, в каких словах встречается буква и или ш.

Слова: шоколадка, коридоры, фотография.

Например: шоколадка - школа, шок, школа, шакал, лошадка, кошка, кол, кадка, клок, лад, лодка, лак, ад, док, код...

6. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте слова на карточках и вставьте буквы занятия в слова.

Л.ПА КОР.ДОР

ОК.ЕРСТЬ


28 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


8. Игра «Путаница» {задание 5. с. 9).

Логопед: Что за загадочные слова составили для вас буквы и - ш? Исправьте ошибки. Прочитайте получившиеся слова и объясните их значения.

шзбуика итаншики плшта меиок

бабуика дедуика веншк илак

ослшк икола веиалка шва

III. Итог занятия (задание 6, с. 9)

Логопед: Вставьте пропущенные буквы в слова. Прочитайте слова и запишите их. Объясните значение. Назовите слова, в которых есть:

Буква занятия, состоящая из двух элементов,

Буква занятия, состоящая из трёх элементов.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Дифференциация букв и - ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цель: закрепить знания детей о буквах и - ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические ""* нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.

Оборудование: буквы и - ш (запись на доске), карточки с изображением их символов; изографы; 2 таблицы (запись на доске); цветовая таблица-подсказка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед: Назовите, что вы видите на картинках? Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?


Дифференциация букв «ц - ш» 29

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (буквы и - ш).

II. Основная часть занятия

1. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

Вывод: буква и - красная двойка, буква ш - синяя тройка.

2. Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания (задание 7. с. 9).

Логопед: Вставьте прописные буквы и прочитайте слова левого и правого столбика.

Логопед: Составьте из слов словосочетания. Запишите словосочетания в тетрадь и укажите наличие в словах букв занятия. Припомните, как мы обозначаем буквы и-ш на письме.

3. Развитие языкового анализа и синтеза (задание 8. с. 10).

Логопед: Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.


30 Мазанова Е.В. Как преодолеть оптическую дисграфию?


Пошла, кухню, (мышка), на.

Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с

Нашла, там, (сыр), она.

Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),

(чашка), разбилась, упала, и.

Но, не, (кошка), поймала, никого.

Это, (кошка), услышала.

Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.

Дети читают вслух получившиеся предложения.

4. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

5. Работа с деформированным текстом.

Логопед: Давайте ещё раз прочитаем эти предложения и подумаем, что можно из них составить? (Если переставить предложения, можно составить рассказ.)

Посмотрите, все слова записаны на карточках разного цвета: есть предложения на карточках синего цвета, есть на карточках зелёного цвета... и т.д. Рассмотрите полоску-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.

Логопед выставляет на доску полоску из цветных квадратов, которая будет служить опорой для дальнейшего составления текста.

Прочитайте получившийся рассказ.

Все ушли из дома. Осталась одна кошка. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. Нашла она там сыр. Толкнула мышка чашку с сыром. Чашка упала и разбилась. Услышала это кошка. Спрыгнула кошка с окошка. Побежала мышка, а за ней кошка. Но кошка никого не поймала.

6. Работа с текстом.

Логопед: Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух. Укажите буквы занятия.

Для облегчения задания можно использовать заранее подготовленные карточки с записанными на них предложениями, с пропущенными буквами занятия, которые логопед выставляет в беспорядке на доске. Дети записывают предложения с опорой на цветовую полоску, вставляют буквы занятия и помечают их символами.


Дифференциация букв «б - д» 31


III. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившийся текст и назовите слова с буквами занятия.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Дифференциация букв б - д.

Цель : познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б -

Предлагаемый курс коррекции данного нарушения письменной речи состоит из одиннадцати логопедических занятий. Конспекты занятий имеют определенную авторскую структуру. Каждое занятие завершается зрительным и слуховым диктантами. Во все занятия включены игровые и здоровьесберегающие технологии. Большое внимание на каждом занятии уделяется кинезиологическим и зрительным упражнениям. Система апробирована автором в течение нескольких лет работы на логопедическом пункте школы и дает стойкие положительные результаты при коррекции оптической дисграфии у младших школьников. Пособие адресовано логопедам школ и учителям начальных классов.

Структура обучающего логопедического занятия по дифференциации оптически схожих букв.
1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка. Цель: улучшить межполушарное взаимодействие, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
2. Тренировка оптических стимулов.
Цель: развить зрительное восприятие, внимание, память и пространственные представления.
3. Введение в тему занятия (перешифровка звука в букву). Цель: закрепить умение соотносить определенный звук (фонему) с соответствующей ему буквой (графемой).
4. Сообщение темы занятия.
Цель: создать у детей мотивацию к дальнейшей работе.
5. Обучающий этап.
Цель: научить детей различать схожие на письме
буквы.
Последовательность работы на данном этапе:
- рассматривание образцов начертания смешиваемых букв;
- сравнение букв, объяснение их различий;
- использование мнемонического приема, облегчающего запоминание смешиваемых букв;
- буквографика (с закрытыми глазами рисование букв рукой, ногой, носиком в воздухе или пальчиком на столе);
- нахождение элементов каждой смешиваемой буквы;
- конструирование букв из найденных элементов, ниточек, бусинок или другого подручного материала;
- нахождение нужных букв среди других.

Оглавление
Введение
Занятие 1. Дифференциация букв a-o
Занятие 2. Дифференциация букв у-u
Занятие 3. Дифференциация букв n-m
Занятие 4. Дифференциация букв д-б
Занятие 5. Дифференциация букв к-н
Занятие 6. Дифференциация букв л-м
Занятие 7. Дифференциация букв и-ш
Занятие 8. Дифференциация букв х-ж
Занятие 9. Дифференциация букв щ-ц
Занятие 10. Дифференциация букв з-е
Занятие 11 (обобщающее). Дифференциация смешиваемых на письме букв
Список использованной литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Коррекция оптической дисграфии у младших школьников, Конспекты логопедических занятий, Яцель О.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

2 ЭТАП. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного -

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот... (словарь)

Сегодня мы с вами продолжим говорить о различных

словарях и словарных словах. Вспомним, что такое словарные слова? Какие словари вы уже знаете?

Сегодня я расскажу вам о этимиологическом словаре.

Этимиологические словари рассказывают о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет понять его современное написание. Например: МАЛИНА - в основу названия был заложен признак плода ягоды, состоявшего из малых частей. Слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ

Запись на доске.

МАЛИНА - малый -"состоящая из маленьких частей"

Отгадайте загадку.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.

Прочитайте вверх ногами, как образовалось это слово.

Отгадайте загадку.

Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Помочь и наказать готов.

Найти слово в орфографическом словаре.

Произнеси орфографически слова. Отхлопать на слоги. Записать в словарик. Рядом записать слоговую схему и выписать гласные неведущей рукой.

Игра: Муха

Логопед объясняет происхождение слова.

Слово ПОРТФЕЛЬ пришло в русский язык из французского. ПОРТ-нести

ФЕЛЬ-лист

ПОРТФЕЛЬ-"то, в чём носят документы, бумаги"

Логопед записывает слово на доске. ПОРТФЕЛЬ

Произнеси орфографически. Произнести с ударением.

Написание слова "закрытыми глазами". Закрой глаза, представь это слово написанным в книге. Заставь помигать

" опасную букву". Какая буква мигает?

Составь предложение из слов. Раздаются листы со словами.

Положил, портфель, я, пенал, в.

(Я положил пенал в портфель.)

Сколько слов в этом предложении?

Запиши схему предложения, выписав гласные неведущей рукой.

Физ.минутка.

Вращение руками (Левая рука вперёд - правая назад) и наоборот.

Перекрёстные движения локоть-колено

Перекрёстные движения рука-пятка

Нужно присесть если в слове 3 буквы и поднять руки

вверх если не 3 буквы, а больше или меньше.

Слова: Лук, луна, сок, солнце, рак, мак, шаг, шуба.

Игры с мячом:

Слова наоборот (антонимы)

Арабское письмо (сон, ток, рот, суп)

Собираемся в лесок, набираем в кузовок слова, которые заканчиваются на ОК

Игра: Припиши букву (Третью)

Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Какая последняя буква в этом слове?

Игра: Собери головоломку " буква Т"

Игра: Волшебный мешочек (Фразеологизмы)

Знать назубок - очень хорошо выучить.

Зарубить на носу - запомнить крепко, навсегда.

Витать в облаках - грезить, фантазировать невесть о чём.

Клевать носом - засыпать.

Начинать с азов - (Аз - название первой буквы славянской азбуки) то есть начинать с азов, с самого простого.

Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса

«Дифференциация оптически сходных букв п-т »

Цель : Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи :

Коррекционно-образовательные : учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

Коррекционно-развивающие : развитие координации речи с движением; развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

Здоровьесберегающая : активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.

Оборудование : печатные и прописные буквы П-Т, п-т, геометрические фигуры разного цвета, формы,

размера, листы картона, элементы букв, лесенка рефлексии, человечки, карточки с

буквами, тетради, ручки, мел, слова-загадки, мнемонические карточки, маркер,

массажные коврики.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Логопед : Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

Психологический настрой детей на занятие .

Наши ушки внимательно слушают.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

2. Тренировка оптических стимулов .

Дидактическое упражнение «Геометрический диктант»

А) Перед детьми листы белого картона , а в тарелочках – геометрические фигуры разного цвета, размера, формы.

Детям предлагается :

Найти красный большой круг и положить его в центре листа.

Найти синий маленький квадрат и положить его в правый верхний угол.

Найти желтый большой треугольник и положить его в левый нижний угол.

Найти зеленый большой квадрат и положить его в левый верхний угол.

Найти черный маленький треугольник и положить его в правый нижний угол.

Б) Самопроверка по образцу на доске.

3. Введение в тему занятия .

Логопед : Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. (Дети записывают в тетради)

Логопед : Ваши глазки готовы к работе, они умеют внимательно смотреть и запоминать. А для чего нужно уметь внимательно смотреть и запоминать? (чтобы запомнить буквы, правильно читать и писать.)

Логопед : Сегодня у нас в гостях две буквы. Угадайте, какие?

Эту букву мы найдем,

Заглянув в дверной проем. (Буквы П)

Логопед : Найдите букву П и покажите. (печатные)

Молоток стучит : тук, тук.

Букве этой я старый друг. (Буква Т)

Логопед : Найдите букву Т и покажите. (печатные)

Логопед : Правильно, ребята. Вы угадали. Это печатные буквы П и Т, мы их можем встретить в книгах.

А как пишутся письменные буквы п - т. (Следующий ученик выходит к доске,записывает письменные буквы : п-т).

Я принесла вам большие письменные буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные. (На буквах нарисованы грустные мордашки) . Хотите узнать, почему? Они принесли письмо. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята!

Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам!

Буквы П и Т»

4. Сообщение темы занятия .

Логопед : Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, вы не должны их путать. Сегодня я научу вас различать буквы п-т.

5. Обучающий этап.

Рассматривание и сравнение строчных букв п-т.

Логопед : Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем они отличаются? (у буквы п – два элемента, а у буквы т – три) .

Применение мнемонического приема, облегчающего запоминания букв.

Логопед : А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!

У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3» .)

У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2» )

Конструирование букв из элементов .

У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку.

Инструкция : Сконструируйте из элементов букву ,услышав соответствующий звук в словах :

ТУМАН ПИЛА ПАРУС ТАРЕЛКА ПЕНАЛ

Буквографика.

Дети с закрытыми глазами рисуют в воздухе рукой строчные буквы п и т.

6. Дифференциация букв п-т в слогах.

Чтение слоговой таблицы .

Игра «Волшебный ластик»

Логопед : Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек у букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей : пу, та, пат, пу, ты, пот, та, тет, пё.

Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других»

и н т к р п г ш т н к п ш и л н т р ш п

Логопед : Найдите буквы т и п среди других букв. Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок.

7. Динамическая пауза.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс .

Выше руки, выше пятки.

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули,

Отдохнули?

Отдохнули!

Логопед : А теперь я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.

Возьмите правой рукой за левое ухо.

Левой рукой за правый локоть.

Правой рукой закрыть правый глаз.

Левой рукой дотронуться до правой коленки.

Нужно поднять руки вверх, если услышите звук П в словах, если услышите звук Т – присесть.Слова : ПУШКА, ТАНЕЦ, ТИР, ПАВЛИН, КРУПА, ТАНК. ТИГР, ПАРТА, СТУЛ, ЛАМПА, ДЕТИ.

8. Работа с карточками.

Игра «Разведчики»

Логопед : Вам надо расшифровать слова.

С///УЛ //ОЛКА ША//КА БУФЕ/// С///ОЛ

Логопед : Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово – шапка. Шапка – это головной убор, а все остальное – предметы мебели.)

Игра «Путаница»

Тальто, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпница.

Игра «Секретные агенты»

Логопед : Прочитайте слова на карточках и расшифруйте их.

3А2КИ 2 АЛЬ3О 2УХОВИК СА2ОГИ ША2КА БО3ИНКИ 3УФЛИ 2ЛА3ЬЕ

9. Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.

Логопед : Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.

На счет «раз» - квадрат.

На счет «два» - круг.

На счет «три» - треугольник.

На счет «четыре» - прямоугольник.

В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры) . Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.

10. Работа с предложением.

Логопед : Запишите предложения, вставляя буквы п или т.

У Наташи ///ё//лые ///а//ки.

Таня //одме///ае/// //ол.

Де///и иду/// на ка///ок.

Па//а ку//ил ///ор///.

Логопед : Вот и подошел к концу наш урок.

1. Какие буквы вы учились сегодня различать?

2. Сколько элементов у буквы т? Как вы это запомнили? (т – три элемента)

3. Сколько элементов у буквы п? Как вы это запомнили? (п – два элемента)

Логопед : Посмотрите, наши буквы сразу повеселели. Как вы думаете, почему?

Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

Новое на сайте

>

Самое популярное