Домой Оборудование Эмиль Гилельс: биография, фото и интересные факты.  Все пианисты. История фортепиано - Гилельс Эмиль Пианист гилельс биография

Эмиль Гилельс: биография, фото и интересные факты.  Все пианисты. История фортепиано - Гилельс Эмиль Пианист гилельс биография

ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич (19.Х 1916- 14.Х 1985)

нар. арт. СССР (1954), лауреат Гос. (1946) и Ленинской (1962) премий, Герой Социалистического Труда (1976)

Эмиль Григорьевич не любил давать интервью, редко выступал в печати. Может быть, только однажды вспомнил он о далекой одесской поре. "В детстве я мало спал. Ночью, когда уже все стихало, я доставал из-под подушки папину линейку и начинал дирижировать. Маленькая темная детская превращалась в ослепительный концертный зал. Стоя на эстраде, я чувствовал сзади себя дыхание огромной толпы, впереди в ожидании замер оркестр. Я поднимаю дирижерскую палочку, и воздух наполняется прекрасными звуками. Звуки льются сильней и сильней. Форте, фортиссимо!

Но тут обычно приоткрывалась дверь, и встревоженная мать прерывала концерт на самом интересном месте; - Ты опять размахиваешь руками и поешь по ночам вместо того, чтобы спать? Ты опять взял линейку? Сейчас же отдай и усни через две минуты! Днем у меня тоже были важные дела. Я написал пьесу о человеке, который хочет учиться музыке и стать знаменитостью.

Премьера этой пьесы состоялась в парадном нашего дома. В спектакле были заняты все ребятишки с нашего двора. Декорации и художественное оформление состояло из ковриков, тайком унесенных из дому. Я играл главную роль музыканта и умудрялся одновременно быть суфлером.

Мои детские мысли были всецело поглощены музыкой".

Его мечта осуществилась, быть может раньше, чем он ожидал.

Впечатления очевидца: "В переполненном до отказа Большом зале Московской консерватории царило всеобщее волнение. После исполненной Гилельсом фантазии на тему „Свадьба Фигаро" Моцарта - Листа весь зал встал. Незнакомые люди подходили друг к другу, обменивались восторженными возгласами и даже вступали в ожесточенные споры по поводу недостаточных, по их мнению, похвал, расточаемых по адресу Э. Гилельса. Глядя на этот жужжащий, жестикулирующий людской рой, можно было сразу и безошибочно определить, что произошло большое, радостное событие. Юноша стоял лицом к публике и раскланивался так же спокойно, как он за минуту до этого сидел за роялем и извлекал из него непостижимые звучания. Вообще, самым замечательным свойством внешнего поведения виртуоза является его полная невозмутимость. Это не наигранное спокойствие, а естественное состояние, диктуемое физическим и психическим здоровьем и огромным эстрадным талантом".

Да, А. Альшванг оказался абсолютно прав: московская аудитория, присутствовавшая на прослушиваниях Всесоюзного конкурса 1933 года, стала свидетелем рождения одной из ведущих фигур исполнительского искусства XX века.

Будущий победитель соревнования приехал в Москву из Одессы, где в 13-летнем возрасте дал первый самостоятельный концерт. Учитель совсем еще юного пианиста Я. И, Ткач чрезвычайно проницательно оценил возможности своего питомца: "Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры". Истинно так; он родился, чтобы стать пианистом. И в дальнейшем неоднократно отмечалась удивительная органичность его игры, какое-то внутреннее единение с клавиатурой, с инструментом. Все это требовало бережного отношения, упорной работы под руководством опытного педагога. Таким педагогом для Гилельса стала в Одесской консерватории Б. М. Рейнгбальд. Значительно позднее выдающийся артист писа.л: "...справедливость требует сказать, что истинным моим музыкальным воспитателем была Берта Михайловна... Это был человек большой культуры... Обладая психической чуткостью, она умела выявить сильные стороны учеников и пробудить в них стремление раскрыть лучшие свои черты".

Разумеется, как и всякий великий артист, Гилельс развивался с годами, обогащал свой внутренний мир, открывав и для себя и для людей все новые и новые страницы музыкальной сокровищницы. Однако уже на пороге зрелости он представлял собой натуру чрезвычайно цельную в художественном отношении. "Я абсолютно убежден,- говорил Я. Флиер, поздравляя своего коллегу с 60-летием,- что уже в 16 лет Гилельс был пианистом мирового класса. Неоднократно возвращаюсь к такой мысли: насколько же глухи и недальновидны оказались некоторые критики и биографы Гилельса, воспринявшие его только как фантастического виртуоза, „просмотревшие" (а вернее, „прослушавшие") в нем еще и потрясающего музыканта... Искусство Гилельса уже в молодости являло собою редчайший сплав художественного интеллекта, творческого воображения, природного пианизма, отличного чувства формы и стиля... Для меня исполнительский путь Эмиля Григорьевича - единый монолит".

Несмотря на ошеломляющее начало, становление Гилельса-художника происходило в целом с фундаментальной последовательностью. Важную роль в этом процессе сыграли годы совершенствования у Г. Г. Нейгауза в высшей школе художественного мастерства (нынешней ассистентуре-стажировке) Московской консерватории (1935-1938), В этот период к молодому пианисту приходит мировая известность. Вслед за второй премией Венского конкурса (1936) триумфальная победа на Международном конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе (1938). С тех пор - десятилетия неустанной концертной деятельности по всему миру, приведшие Гилельса в число крупнейших пианистов современности.

Кратко охарактеризовать наиболее показательные особенности творческого облика большого и многогранного художника (а именно таков Гилельс) чрезвычайно сложно. В немалой степени справедлив один из тонких парадоксов Спинозы: "Определить - значит ограничить". И все-таки можно согласиться с Я. Мильштейном, когда он пишет: "Первое, что отличает Гилельса,- это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Мужественность покоряет у Гилельса не только в местах подъема, но и в сумрачных, меланхоличных эпизодах, всегда у него несколько суровых и нарочито сдержанных. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры... Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок".

Приведенное наблюдение относится к 1948 году, когда за плечами артиста остались не только светлая юность, но и суровые годы войны, выступления перед фронтовиками в осажденном Ленинграде, первые зарубежные гастроли. Почти через десять лет Г. Коган как бы продолжает цитированный отрывок: "Гилельс- весь земной, весь на земле. Неудержимая сила жизни победно ликует в игре пианиста, расплескивается из-под его пальцев, насыщая электричеством зал: слушатели словно молодеют, их глаза блестят, кровь быстрее обращается в жилах. Стихия артиста - могучие динамические нарастания, музыка мужественная и мощная. Рояль звучит у него на редкость плотно, массивно, „весомо"".

Середина 50-х годов - это уже пора всемирного признания артиста, которому довелось одним из первых представлять советское пианистическое искусство на эстрадах многих стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки.

И, наконец, еще одна характеристика, подкрепляющая предыдущие. И. Попов в 1970 году писал: "По эмоциональной наполненности, по властной императивности музыкальной речи его творческий почерк напоминает трактовку музыкальных произведений крупнейшими дирижерами современности. Ничего внешнего, никаких звуковых рамплиссажей, никаких нарочитых эффектов, общих мест. Каждая фраза звучит ярко, впечатляюще. Все детали вылеплены скульптурно, и в то же время все они соотнесены с целым, служат выявлению основной музыкально-драматургической концепции сочинения... Исполнительские концепции пианиста всегда поразительно просты. Но это - высшая простота, которая диаметрально противоположна примитивности и является ее антиподом... Нет ничего сложнее в искусстве, чем достичь этой высокой простоты, этих вершин мастерства, с которых открываются необозримые образные дали". Итак, казалось бы, артистическое кредо Гилельса не претерпело за долгие годы сколько-нибудь значительных изменений. Нет, лишь поверхностное представление заставит сделать такой вывод. Все упомянутые черты действительно составляли фундамент художественных построений пианиста. И вполне естественно, что он по праву завоевал репутацию великолепного истолкователя бетховенского творчества. Перечитайте еще раз приведенные высказывания, и вам станет ясно, насколько общая направленность гилельсовского искусства соответствует содержанию многих творений Бетховена, и в частности его пяти фортепианных концертов, интерпретация которых стала одним из самых выдающихся достижений зрелого Гилельса. К бетховенским циклам артиста привел долгий путь, на котором он осваивал всевозможные репертуарные сферы - от виртуозности фантазий и рапсодий Листа до глубокой сосредоточенности Шуберта или Брамса.

Критикам Гилельс принес немало хлопот. Зачислив пианиста в ряды выдающихся "бетховенистов", они подчас исключали, например, Моцарта из гилельсовских "владений". Позднее моцартовские программы артиста вызывали самые восторженные отклики. То же самое с Шопеном. Один из рецензентов замечал в 1972 году, что просто трудно было узнать "собранного и дисциплинированного Гилельса", когда он, исполняя Первую балладу Шопена, находился "в состоянии экстатического неистовства". Гилельс и сам заметил как-то, что любит "сопротивление материала". И всегда его преодолевал...

Репертуар пианиста, разумеется, огромен, и невозможно здесь даже бегло коснуться всех его сторон. Тем не менее следует указать на особый интерес Гилельса к русской классике. Всем известна поистине эталонная интерпретация Первого концерта Чайковского. Однако Гилельс выступал убежденным пропагандистом и двух других концертов великого композитора. Чрезвычайно значительна роль артиста также в "реабилитации" фортепианного наследия Метнера. Трудно преувеличить заслуги Гилельса и перед советской музыкой. В его Программах мы находим крупные сочинения Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Вайнберга, А. Бабаджаняна и, конечно, С. Прокофьева. Восьмая соната С. Прокофьева была исполнена Гилельсом впервые.

Многообразна артистическая и музыкально-общественная деятельность Гилельса. В 40-50-е годы он уделял значительное внимание ансамблевому исполнительству, выступая в инструментальных дуэтах разного состава, трио, совместно с квартетом имени Бетховена. Можно сказать, "знаком качества" отмечены записи артиста на пластинки; среди последних, может быть, в первую очередь следует выделить запись всех пяти концертов Бетховена в сопровождении оркестра под управлением американского дирижера Д. Сэлла.

С 1938 года Гилельс преподавал в Московской консерватории, а с 1952 - являлся ее профессором. Среди его учеников - лауреаты международных конкурсов И. Жуков, М. Мдивани и другие.

Эмиль Гилельс пользовался высочайшим авторитетом в музыкальном мире. Его постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских соревнований (Париж, Брюссель и др.). Именно он возглавлял пианистическое жюри первых четырех международных конкурсов имени Чайковского. Гилельс был избран почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне (1967), почетным профессором Будапештской консерватории (1968) и почетным академиком римской академии "Санта Чечилия" (1980), удостоен золотой медали города Парижа (1967), бельгийского ордена Леопольда I (1968) и многих других высоких наград.

Около полувека встречались любители музыки с Эмилем Гилельсом. Но вряд ли кто-нибудь мог утверждать, что ему уже все известно в палитре замечательного пианиста. Каждый его концерт был открытием новых миров в сфере художественной мысли. "Среди наших артистов, находящихся в зените славы и творческой зрелости,- писал Г. Шохман в журнале "Музыкальная жизнь",- Гилельса отличает, пожалуй. наибольшая динамичность: в его искусстве все время происходят какие-то перемены, и, помимо заранее предвкушаемого, „гарантированного именем и прошлыми встречами, на концертах писниста нередко сталкиваешься с неожиданными и порой даже ошеломляющими свидетельствами напряженной, можно сказать, взрывчатой внутренней духовной жизни художника". Вот почему так уместно будет в заключение вспомнить в применении к Гилельсу, перефразируя пушкинскую строчку о Россини, который был "вечно тот же, вечно новый"...

Л и т.: Дельсон В. Эмиль Гилельс.- М., 1959; Рабинович Д. Портреты пианистов.-М., 1970; Хентова С. Эмиль Гилельс.- М., 1967; Лауреаты Ленинской премии. Сб.- М., 1970; Гордость советской музыки.- М., 1987.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.


При копировании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Пианист, педагог.

Родился 6 октября 1916 года в Одессе. Музыкальную одарённость проявил очень рано: в возрасте 4-5 лет пробовал воспроизвести на рояле всё услышанное. Систематические занятия музыкой начал в 1922 году на Одесских музыкальных курсах. В 8 лет, выступая в концертах, поражал лёгкостью игры и уверенностью, чёткостью ритма. Необыкновенный талант юного пианиста отмечали А. Т. Гречанинов и К. Ф. Данькевич. С 13 лет продолжил обучение в Одесской консерватории у Б. М. Рейнгбальд (1930-35). Впоследствии считал её своим основным педагогом, называл «Учителем с Большой буквы». В 1932 году впервые играл в Московской консерватории. В 1933 году одержал победу на 1-м Всесоюзнном конкурсе музыкантов-исполнителей и выдвинулся в ряды ведущих пианистов страны. Его игру высоко оценили Д. Б. Кабалевский, Я. В. Флиер (считал Гилельса пианистом мирового класса), М. И. Гринберг. В 1935-38 годах совершенствовался в Школе высшего художественного мастерства при Московской консерватории, у Г. Г. Нейгауза. Несмотря на значительные различия в характере дарований и взглядах на искусство, Нейгауз оказал заметное влияние на Гилельса.

Успешно выступив на международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938,1-я премия), начал активно гастролировать за рубежом (ранее концертировал в СССР). Игра Гилельса поражала слушателей мужественной цельностью, захватывающей виртуозностью, красотой фортепианного звучания, особой энергетической силой. С годами искусство пианиста, сохраняя эти черты, постепенно развивалось. Его обширный репертуар включал музыку от эпохи барокко до современности (за исключением произведений И. С. Баха, которые сравнительно редко были представлены в концертных программах Гилельса). Любил играть циклы сочинений, в том числе, «Развитие фортепианной сонаты» Л. ван Бетховена, записал все Концерты для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Его трактовка фортепианных сонат и концертов В. А. Моцарта, фортепианных концертов Л ван Бетховена, И. Брамса и П. И. Чайковского стали классикой мирового исполнительского искусства. Многие произведения записывались на грампластинки неоднократно — в разные периоды творчества (запись всех фортепианных сонат и вариационных циклов Бетховена не была закончена из-за смерти Гилельса). Первый исполнитель сочинений С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, М. С. Вайнберга. Выступал в дуэтах с Я. И. Заком, Е. Э. Гилелъс, Елиз. Г. Гилельс и Л. Б. Коганом, в трио с Коганом и М. Л. Ростраповичем или С. Н. Кнушевицким, с Квартетом им. Бетховена и Амадеус-квартетом. В последнее десятилетие жизни в его манере появились новые черты — трагизм, философичность, созерцательная лирика. Много играл И. Брамса и Р. Шумана.

К педагогической деятельности относился своеобразно: «Когда я преподаю, то преподаю как музыкант-исполнитель: сопереживаю с учеником. Если в его игре меня что-то не удовлетворяет, я нервничаю, сгораю. Настоящий педагог — педагог по профессии — мудрее меня: ему не нужно думать о концертном репертуаре, не нужно иметь его всегда наготове. Он занят только учениками, может часами возиться с ними, доделывая сочинения технически и эмоционально. Если учитель хороший, он этим довольствуется» (Цит. по: Баренбойм Л. А. С. 148). Вместе с тем в фортепианной педагогике достиг многого. В 1938-76 годах преподавал в Московской консерватории, воспитав таких пианистов, как В. Афанасьев, И. Жуков, О. Иванов, М. Мдивани. От учеников требовал точности, чистоты, продуманности исполнения. Любил сравнивать пианиста с хирургом, который на эстраде «отвечает за жизнь художественного произведения» (Смирнов М. А. С. 171). Существенное внимание уделял работе над гаммами и арпеджио, считая её «тем хлебом, который нужно есть каждый день» (Там же. С. 163). Для развития техники часто использовал упражнения Брамса. Широко прибегая на уроках к методу показа, демонстрировал студентам, главным образом, не те произведения, которые они играли, а контрастные или сходные с ними по характеру. При разучивании новых сочинений использовал медленный, «рабочий», темп, позволяющий контролировать слухом каждую ноту и каждую музыкальную линию. Влияние Гилельса на учеников было огромным. Гилельс — автор статей и воспоминаний.

Был председателем жюри Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского (1958,1962,1966,1970), член жюри международных конкурсов им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель) и им. М. Лонг—Ж. Тибо (Париж). Почётный член Лондонской Королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии им. Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980). Награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1946) премии. Герой Социалистического Труда (1976).

Его сестра — Елиз. Г. Гилельс, дочь — Е. Э. Гилельс.

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 19 октября 1916 года. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело. Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба".

11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории.

В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать."

В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. "Хорошо помню - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал." Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс "прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это".

В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Феинберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным, достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей.

Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны ему выпадает на долю ответственнейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию.

Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным "фоном". Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве.

Лучшие дня

С детства неравнодушна к эстраде

Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс (19 октября 1916, Одесса, - 14 октября 1985, Москва) - русский советский пианист. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии первой степени (1946). Член ВКП(б) с 1942 года. Один из величайших пианистов XX века.

Будущий пианист родился в еврейской семье в Одессе. В детстве он очень любил играть на фортепиано, пока родителей не было дома. Когда закончилась гражданская война, укрепилась власть Советов, пятилетнего Эмиля повели к известному педагогу Якову Ткачу, который согласился учить мальчика. Восемь лет Эмиль учился у Ткача, регулярно повторяя технические упражнения, которые надоедали Гилельсу, но он не очень крутил носом, так как денег у семьи не было, а музыкантом он хотел быть. Спустя восемь лет занятий у Ткача, Эмиль сыграл первый сольный концерт. Он смело исполнил Патетическую сонату Бетховена, удивив всех присутствующих на концерте.

В 1930 году Эмиль поступил в Одесскую консерваторию. Его новый учитель, Берта Рейнгбальд, сразу ощутила, что общее развитие у мальчика слабое, потому Гилельс долго и упорно трудился. Конечно, основным предметом для него оставалась музыка, но профессор Рейнгбальд понимала, что недостаток образования может сковать творческий потенциал молодого Гилельса в будущем. Он стал больше читать, посещал оперные спектакли, анализировал музыку, которую слышал. Он завел много полезных знакомств. Поскольку семейство Гилельсов нуждалось материально, Эмиль не брезговал выступать на развлекательных вечерах. К 1931 году материальное положение стабилизировалось, ведь Эмиль получил персональную стипендию правительства украинской ССР.

Гилельс готовился к участию в первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1933 году он выдвинулся в Москву, совсем не рассчитывая, что эта поездка изменит всю его жизнь. Он играл «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Как только он закончил, зрители вскочили со своих мест и начали аплодировать, причем ему аплодировали и восхищенные члены жюри. Первое место в конкурсе молодому человеку присудили единогласно. Гилельс стал знаменитым буквально за несколько часов.

Надо сказать, что постепенно открывались и его недостатки. Например, излишняя романтичность, граничащая с ветреностью. Когда он приехал в Ленинград, то забывал обо всем на свете, гуляя по Северной Пальмире, любуясь дворцами, мостами. Для того чтобы он занялся музыкой, его отвезли в зал на Невском и заперли там, чтобы он не отвлекался. Эмилю было сложно работать таким образом. Он заучивал произведения механически, что сказывалось на игре. Эмиля начали критиковать, а затем он и вовсе удивил всех, сказав, что на целый год прекращает выступления и едет в Одессу, где хочет спокойно поработать.

6-7 часов в день Гилельс проводил за музыкальным инструментом. Закончив консерваторию в Одессе, он вернулся в Москву, где поступил в аспирантуру столичной консерватории к Генриху Нейгаузу. Игра Эмиля стала более глубокой и серьезной. Он удивил всех в Большом зале Московской консерватории, сыграв Вторую сонату Шопена. Гилельс принимал участие в Венском и Брюссельском конкурсах. В последнем ему было очень трудно, так как надо было выучить совершенно новый концерт из трех частей за неделю. Упорный труд принес свои плоды. Гилельсу присудили первую премию, он стал европейской звездой, хотя пианисту было лишь 22 года.

Закончив аспирантуру, молодой человек преподавал в консерватории. Он мечтал исполнять концерты без дирижера, ведя оркестр за собой. Пробный такой концерт состоялся в Тбилиси. К сожалению, в дальнейшем Гилельс не экспериментировал с этим, лишь через двадцать лет такой вариант проведения концерта стали использовать Давид Ойстрах, Вэн КЛайберн. Во время Второй мировой войны Эмиль и его приятели записались в народное ополчение. Гилельс давал концерты в воинских частях. В 1943 году он выступал в осажденном Ленинграде.

После войны Гилельс гастролировал во многих странах: в Японии, в Канаде, США, Мексике. В Лондоне он произвел фурор после игры «Аппассионаты». У Гилельса был блестящий дар прочтения музыкальных произведений, их понимания, трактовки. Гилельс удостоился множества наград, а его популярность во всем мире была вполне обоснована. Великий пианист скончался в 1985 году.

Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена).


Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 19 октября 1916 года. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело. Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба".

11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории.

В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать."

В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. "Хорошо помню - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал." Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс "прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это".

В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Феинберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным, достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей.

Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны ему выпадает на долю ответственнейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию.

Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным "фоном". Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве.

Гилельс обладал необозримым репертуаром, он был универсален по умению сделать "своей" музыку самых разных эпох и стилей - от Моцарта до Прокофьева, от Бетховена до Стравинского.

Новое на сайте

>

Самое популярное