Домой Оборудование Что же изучает культурология? Что такое культурология и что она изучает. Понятие культурология Что изучает предмет культурология

Что же изучает культурология? Что такое культурология и что она изучает. Понятие культурология Что изучает предмет культурология

Идея разницы культур и необходимость всестороннего рассмотрения как отдельных культур, так и культуры в целом, как определенной целостной системы, сделали возможным создание новой дисциплины - культурологии. В настоящее время культурология находится в стадии своего становления. Есть разные взгляды на предмет, содержание и методы культурологической науки.

Однако в самом общем виде традиционное определение культурологии можно представить так.

Культурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур в пространстве и времени, взаимодействие культур, типы культур, закономерности развития социокультурной жизни, выражение в культуре человеческого бытия, закономерности художественного процесса, историю ментальностей.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы поиска новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, новых путей развития, стремление коренной трансформации общего типа цивилизации, который складывался веками в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозное), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общей кризисе художественной культуры, потере ею понимание социального заказа на художественное отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

в Определенной степени растерянность была ощутима и в науке гуманитарно-суспільствознавчого профиля, что потеряла жесткий каркас одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки украинского общества, переоценки ценностей появилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к нравственной дезориентации, ощущение распада привычных ценностных норм и самого социального содержания коллективного бытия общества. Вакуум, образовавшийся стали заполнять различные псевдонаучные и около-религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить пустоту, которая образуется, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Итак, возникают следующие цели изучения культурологии:

Формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

Воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через нее и общества в целом;

Утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

Воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1) дать представление о основные культурологические школы, исторические направления и теории;

2) раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

3) помочь изучению истории культуры Украины, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

Определив предмет исследования, мы можем рассмотреть методы, используемые в культурологии:

Комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующих жизнедеятельность общества);

Исследования культуры в комбинации ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

Преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

Рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

Интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, етносоціальної, научной и др.).

Определив культурологию как науку, которая рассматривает теорию культуры, мы должны вспомнить и о ее практическом применении. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культурно-охранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологи проводят экспертизу любых социально значимых проектов на предмет их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ в социально-культурной практике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В различных сферах социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой и те же аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает философское осмысления разных стадий эволюции культуры. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Для философии культуры общественную жизнь людей предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами; как взаимозависимости различных проявлений деятельности человека в разных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в сфере культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Исследует социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интересы, вкусы, ориентации; учреждения культуры, события культурной жизни. Внимание социологии культуры сосредоточивается на общественном мнении, художественной критике, выражающих отношение общественности к событиям культурной жизни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики ее поведения. Она пересекается с этнографией, использует данные археологии, исторической лингвистики, позволяют объяснить роль культуры в возникновении человека, воспроизвести "ее исторические типы. Предметом культурной антропологии является система родовых средств человеческой жизнедеятельности, присущий человеку образ жизни, что включает: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и полученной информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления духовной жизни в их культурно-историческом смысле. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологические аспекты человеческой мысли, человеческого бытия. Она рассматривает динамику представлений о культуре на различных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, образования, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. Это обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех ее сфер. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.

И Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии , религии , искусства и права .

    Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

    Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры .

    Прикладная культурология , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

    Методы культурологии

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Основные школы культурологии

    Общественно-историческая школа

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Натуралистическая школа

    Главная черта этой школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд , Карл Юнг , Конрад Лоренц , Бронислав Малиновский .

    Социологическая школа

    В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П. А. Сорокин , Альфред Вебер .

    Символическая школа

    Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

    Культурология в России

    Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования.

    За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:

    • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев , Ю. Н. Солонин , М. Б. Туровский и другие).
    • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , Вл. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
    • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
    • социологии культуры (И. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
    • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер , Ю. М. Резник и др.),
    • прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
    • культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
    • семиотики культуры (Ю. М. Лотман , В. Н. Топоров , В. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
    • культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).

    Российскими культурологами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. Например, теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики ; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их ; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.

    С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский . На сегодняшний день, наряду с центральным отделением расположенным в Москве, открыты ещё три филиала РИК - Сибирский(открыт в 1993 г. в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (Открыт в 2012 году в Краснодаре)

    В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов [ ] .

    В ВУЗах РФ ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация , Мультикультурализм и пр.) [ ] .

    Примечания

    Литература

    • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
    • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект , 2005. - С. 10-47.
    • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
    • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. - Орел: Изд-во ОрелГТУ , 1999. - 234 с.
    • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века .
    • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2012. - № 2 .
    • Кузнецова Т. Ф.

    Предмет культурологии

    В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, ϶ᴛᴏ все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, кᴏᴛᴏᴩые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Исключая выше сказанное, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых осуществляются воспитание и образование человека и кᴏᴛᴏᴩые производят, хранят и передают культурную информацию.

    С ϶ᴛᴏй позиции предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся история, философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо ϶ᴛᴏго в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. При этом при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается ϲʙᴏею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.

    Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в ϲʙᴏих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими будут теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в кᴏᴛᴏᴩых она пробудет как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что предметом культурологии будет совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Стоит заметить, что она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

    При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами будут:

    • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
    • сущности, содержания, признаков и функций;
    • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
    • определение места и роли человека в культурных процессах;
    • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
    • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
    • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
    • исследование развития отдельных культур.

    Цель культурологии

    Целью культурологии становится такое изучение культуры, на базе кᴏᴛᴏᴩой формируется ее понимание. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго крайне важно выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и уϲʙᴏения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.

    Цели и задачи культурологии определяют и функции ϶ᴛᴏй науки.

    Функции культурологии

    Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:

    • познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
    • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
    • оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
    • объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на базе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
    • мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
    • образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности ϶ᴛᴏго социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

    Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Отметим, что каждый из них в ϲʙᴏю очередь требует углубленного изучения.

    Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На ϶ᴛᴏм пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При ϶ᴛᴏм во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, кᴏᴛᴏᴩая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу ϶ᴛᴏго человек всегда интересовался ϶ᴛᴏй сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология — ϶ᴛᴏ прежде всего наука о культуре . Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.

    Становление культурологии как науки

    Отметим тот факт - что в современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, кᴏᴛᴏᴩое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Именно такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из кᴏᴛᴏᴩых выделяет ϲʙᴏи аспекты изучения культуры и дает ϲʙᴏе понимание и определение культуры. При ϶ᴛᴏм сама культура полифункциональна, по϶ᴛᴏму каждая наука выделяет в качестве предмета ϲʙᴏего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со ϲʙᴏими методами и способами, формулируя в итоге ϲʙᴏе понимание и определение культуры.

    Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в

    XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, кᴏᴛᴏᴩые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), кᴏᴛᴏᴩое будет низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, кᴏᴛᴏᴩое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

    Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, кᴏᴛᴏᴩый рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура будет раскрытием сущностных сил человека, кᴏᴛᴏᴩые у разных народов значительно различаются, по϶ᴛᴏму в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. При всем этом утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

    В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в кᴏᴛᴏᴩых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как ϶ᴛᴏ было до сих пор. Во многом данные труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

    Это и послужило основой для возникновения самостоятельной науки о культуре. Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В.
    Стоит отметить, что оствальд в 1915 г. в ϲʙᴏей книге «Система наук», но тогда ϶ᴛᴏт термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, кᴏᴛᴏᴩый в ϲʙᴏих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к кᴏᴛᴏᴩым он относил психологию и социологию. В случае если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Стоит заметить, что он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно по϶ᴛᴏму термин «культурология» связывается с именем Уайта.

    Несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еше не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все ϶ᴛᴏ говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития будет отсутствие позиции на предмет се исследования, с кᴏᴛᴏᴩой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

    Статус культурологии и ее место среди других наук

    Важно заметить, что один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. В случае если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в кᴏᴛᴏᴩом мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете будут науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    При ϶ᴛᴏм не понятно, где среди данных наук место культурологии и что она должна изучать.

    Чтобы ответить на данные вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:

    1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету ϶ᴛᴏй деятельности, а именно:

    • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
    • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
    • науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;

    2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:

    • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
    • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
    • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
    • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.

    Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.

    В первую очередь, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На ϶ᴛᴏм уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, кᴏᴛᴏᴩое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих областях их жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
    Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.

    Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В ϶ᴛᴏм аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏго будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.

    Связь культурологии с другими науками

    Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др., следовательно, культурология будет комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу кулыуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При ϶ᴛᴏм каждая из наук, с кᴏᴛᴏᴩой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. В наибольшей степени тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология.

    Культурология и философия культуры

    Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология сохранила ϲʙᴏю связь с философией культуры, кᴏᴛᴏᴩая выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных се теорий. Философии как таковая стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, а философии культуры должна показать, какое место занимает культура в ϶ᴛᴏй обшей картине бытия, стремится определить ϲʙᴏеобразие и методологию познания культурных явлений, представляя высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Выступая в качестве методологической основы культурологии, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры и ставит перед ней проблемы, значимые для жизни человека, например о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др.

    Философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с кᴏᴛᴏᴩыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий, таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в се конкретных формах, тогда как в культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов.

    Культурология и история культуры

    История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

    Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Стоит заметить, что они постоянно изменяются, и история изучает общество с позиции данных изменений. По϶ᴛᴏму история культуры выделяет исторические типы культур, сопоставляет их, выявляет обще культурные закономерности исторического процесса, на базе кᴏᴛᴏᴩых можно описать и объяснить конкретные исторические особенности развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Отметим, что каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и по϶ᴛᴏму представляет собой относительно самостоятельное целое. Отметим, что каждая культура имеет ϲʙᴏю оригинальную историю, обусловленную комплексом ϲʙᴏеобразных условий се существования.

    Культурология в ϲʙᴏю очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В ϶ᴛᴏм контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы се исторического развития. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Именно таким путем формируется история культуры, кᴏᴛᴏᴩая изучает развитие культуры отдельных стран, регионов, народов.

    Культурология и социология

    Культура будет продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В ϶ᴛᴏм значении культура будет предметом изучения для социологии.

    Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня — макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из кᴏᴛᴏᴩых отличается ϲʙᴏими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкульту ры. Нужно помнить, такие группы формируются по разным основаниям — половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни.

    Социология культуры в ϲʙᴏих исследованиях опирается на многие специальные социологические теории, близкие по объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах, устанавливая междисциплинарные связи с разными отраслями социологического знания — социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и др. Отметим, что каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. Материал опубликован на http://сайт
    Так, социология искусства даст богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как различные группы населения используют ϲʙᴏе ϲʙᴏбодное время. Это очень важные, но частичные сведения. Вполне понятно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний, и эту задачу реализует социология культуры.

    Культурология и антропология

    Антропология - область научного познания, в рамках кᴏᴛᴏᴩой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В ϶ᴛᴏй области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет кᴏᴛᴏᴩой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом кᴏᴛᴏᴩых будет сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно философских и теологических учений о природе человека.

    Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культу рной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения, особое внимание уделяя психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

    Культурология

    В вопросах и ответах

    Под редакцией

    Доктора философских наук

    Профессора Г.В. Драча

    И профессионального образования

    Российской Федерации

    В качестве учебного пособия

    Для студентов высших учебных заведений

    Ростов-на-Дону


    Научный редактор: доктор философских наук,

    профессор Г.В. Драч

    Редакционная коллегия:

    проф. Ю.С. Борцов,

    доц. В.К. Королев,

    доц. О.М. Штомпель

    Культурология в вопросах и ответах. Учеб­ное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

    Учебное пособие «Культурология в вопросах и отве­тах» подготовлено коллективом авторов, научных сотруд­ников РГУ, ИППК при РГУ, РГПУ и РОЦИТа и пред­ставляет собой широкую панораму обозрения основных фактов, событии и теории мировой и отечественной куль­туры. Энциклопедический спектр культурологических знаний, содержащихся в пособии, делает возможным рекомендацию его для широкой аудитории в качестве базового культурологического справочника.


    Драч Г.В. - Предисловие, 1. 1, 1. 2, 1. 3, 1. 4, 1. 6, 1. 13, 1. 14

    2. 2, 2. 4, 2. 9, 2. 11, 2. 12, 2. 13, 2. 14. 2. 15

    Андреева М.А. - 2. 1

    Борцов Ю.С. - 1. 14, 1. 19, 1. 20, 1. 21, 1. 22

    Бондаренко М.С. - 2. 43

    Веселая Т.Н. - 1. 7, 1. 8

    Волошина А.С. - 3. 2

    Ерыгин А.Н. - 3. 1

    Запрудский Ю.Г. - 1. 23, 1. 24, 1. 25

    Касаткин В.Ф. - 2. 8

    Кондрашов В.А. - 2. 27

    Коновалов В.Н. - 1. 29, 1. 30

    Королев В.К. - 1. 15, 1. 16. 2. 17, 2. 18, 2. 19

    Котлярова В.Е. - 1. 9, 1. 10

    Климентова Л.Я. - 4. 5

    Коробова Д.В. - 2. 35

    Корсикова Л.И. - 2. 20. 2. 24, 2. 25, 2. 26, 4. 4

    Лубский А.В. - 1. 11, 1. 12, 3. 4, 3. 5, 3. 6, 3. 7, 3. 8, 3. 9, 3. 10

    Матяш Т.П. - 2. 36, 2. 37, 2. 38, 2. 39, 2. 40

    Павкин Л.М. - 3. 14, 3. 15, 3. 17. 3. 19, 3. 20, 3. 23, 3. 26

    Паниотова Т.С. - 2. 28, 2. 29, 2,31, 2. 32, 2. 33, 2. 34

    Прохорова Л.П. - 1. 26, 1. 27, 1. 28

    Потлюк Э.В. - 3. 16, 3. 18, 3. 21, 3. 22, 4. 1, 4. 3, 4. 6

    Свирепо О.А. - 2. 32, 2. 34

    Сакун Ю.Л. - 2. 6

    Сокуренко О.В. - 1. 5

    Смирнова И.А. - 3. 3

    Стопченко Н.И. - 3. 12. 3. 13, 3. 24, 3. 25, 4. 2

    Суин С.В. - 2. 42

    Чичина Е.А. - 2. 7, 2. 10, 2. 16. 2. 21, 2. 22, 2. 23

    Шкуратов В.А. - 2. 3

    Штомпель Л.А. - 1. 18, 2. 5, 2. 41

    Штомпель О.М. - 1. 17, 2. 44


    Предисловие что и как изучает культурология?

    Исследование культуры имеет глубокие философские тра­диции (философия истории, философия культуры), привлека­ет внимание представителей других наук, прежде всего - археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального меж­предметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения - культура не сводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «куль­тура», реальное содержание или, наоборот, показать, что та­кового не существует - одна из главных задач, которую дол­жна решить культурология. В настоящее время удовлетво­рительного для всей системы школьного и вузовского образо­вания решения этой задачи нет. Культурология еще находит­ся в стадии становления, в стадии поиска своего предмета и методов, ее статус как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск показывает, что куль­турология уже представляет собой особый вид знания, пере­росшего «родительскую» опеку философии.


    Основные направления культурологических исследова­ний определяются возможностями культурологии (что и вы­деляет ее из других современных дисциплин гуманитарного цикла) в художественно-эстетическом воздействии на лич­ность, а содержащийся в самом категориальном ядре науки о культуре массивный пласт аксиологии (учения о ценнос­тях) позволяет ей выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы. Вопрос состоит в том, какие пласты европейской гуманитаристики удерживает культуро­логия как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Приходится учитывать, что академическая европейская куль­турология вторична, в том смысле, что черпает свои данные из искусствоведения, этнографии, истории религии, с одной стороны, и опирается в выработке теоретической модели и соответствующем отборе эмпирического материала на соци­альную философию, психологию, феноменологию и психоанализ и т.д. - с другой стороны. Существенным является и то обстоятельство, что не все теоретические представления о культуре могут получить успешный «перевод» в конкретику исторического и художественно-пластического материала. В практике преподавания общественных наук это означает, что культурология нередко сводится к культурантропологии: изу­чается культура этнических групп, проводятся сравнитель­ные исследования морских и континентальных обществ и т.д. Культурология в этом качестве относится к наукам соци­альным. История искусства (к которой часто сводится куль­турология) оказывается за ее пределами и относится к гума­нитарным дисциплинам.

    Изучение культурной антропологии столь важно пото­му, что теория культуры имеет в этом случае дело с этничес­кими обществами, сохранившими свою самобытную культу­ру. Теория культуры должна опираться на большой этногра­фический материал (учитывая, что специалисты насчитыва­ют две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогностический характер для описа­ния их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно куль­турная антропология открыла злободневные проблемы тео­рии культуры, такие, как взаимоотношения различного типа культур, аккультурация и т.д.

    Дело в том совокупном эффекте, который был достигнут различными направлениями культурантропологии и социаль­ной антропологии в изучении различных типов культур (язы­ков, обычаев, типов родства примитивных обществ), эффекте, который затем лег в основание культурологии как обособив­шейся области знания. Во-первых, за многочисленными опи­саниями многообразных языков и обычаев открылся факт сво­еобразия, уникальности и неповторимости различного типа культур. Во-вторых, за многообразными типами культур, в многообразных проявлениях (духовных и матентальных) од­ной и той же культуры проявилось некое универсальное нача­ло - способ и тип человеческого общения с природой и себе подобными, целостность, генотип социального опыта. В-треть­их, расцвет полевой антропологии и социальной этнографии не только показал закономерности и жизнеспособность целого ряда культур, но и подтолкнул к осмыслению ситуации сосу­ществования, диалога культур, на фоне которой европейский путь развития предстал лишь как один из возможных вариан­тов развития культуры. Культурантропология, таким обра­зом, послужила основанием культурантропологических теорем.

    Формирование философии культуры и возникновение на ее основе культурологии как науки (философия культуры - ее второе основание)связано с богатыми традициями евро­пейской истории философии. Дух европейского универсализ­ма наиболее явственно раскрывается именно через историю философии и культуры. Свести в целостность современные и, на первый взгляд, совершенно противоречивые представле­ния о культуре можно только опираясь на уже достигнутые результаты, эпохальные представления, начиная с античнос­ти, поскольку античность знаменует начало европейской тра­диции, содержащей основные понятия и концепции, глобаль­ное видение истории человечества, постановку и решение про­блем сознания и познания, которые оказали непосредствен­ное влияние на формирование философии культуры. Более того, достаточно отчетливо просматривается единство про­цессов ее развития и переосмысливания культурной пара­дигмы (нормы, образца).

    Начиная с Демокрита, греческие философы проводили различие между природой и установлениями («фюсис» и «номос»). Если природа («фюсис») не зависит от человека, лю­бит скрывать от него свою сущность, то установления - это изобретенные человеком законы, формы государственной жизни и досуга, включая философию и искусство. Но греки не только отличали культуру (установление) от природы, они теоретически обосновали способ жизни, в основе которого лежала установка на самоопределение и «автаркию» (свобо­ду, самостоятельность) индивида, способного при опоре на разум жить «по природе»: культура как «пайдейя» (форми­рование человека) не только и не столько отделяет человека от природы, но соединяет его с ней, позволяет жить в гармо­нии с природой и с собственными потребностями.

    Новое время (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) связало про­блемы культуры с просвещенностью, образованностью и вос­питанностью человека. Культурность, цивилизованность Ев­ропы противопоставлялась «дикости», «варварству» перво­бытных народов. Тем самым закладывались основы линей­ного понимания культуры, когда Европе отводилась высшая ступень на пути культурного прогресса, несмотря на то, что одновременно раздавались и призывы к возвращению «на­зад к природе» (Жан-Жак Руссо). Значительную разработку идея разума как основания культуры получила в немецкой классической философии. Немецкая классическая философия (как и «философия культуры», нашедшая в ней свое обосно­вание) не порывает с античной культурной парадигмой, со­провождается ее переосмыслением.

    Современное понимание культуры складывалось как осоз­нание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы (разрыв между природой и культурой, обнару­женный еще романтиками). Происходит отказ от поиска ра­циональных оснований этой гармонии и, соответственно, раз­рушение философской процедуры самообоснования и реф­лексии как метода реконструкции культурной традиции. Фор­мирующееся в недрах философии жизни понимание культу­ры оказало мощное влияние на развитие культурологической теории. Ф. Ницше открывает за миром аполлоновских обра­зов меры и гармонии хаотический и безмерный дионесийский мир и провозглашает: «Культура - это лишь тоненькая яб­лочная кожура над раскаленным хаосом». Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, противопос­тавление ее прежде единых идей и ценностей (неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт). Открывался широкий спектр видения многообразного типа культур, возможность перехо­да от рефлексивных форм осознания культуры к дескриптив­ным (описательным), от размышлений об основаниях культу­ры к проведению конкретных культурологических исследова­ний, обрисовывалось широкое проблемное поле исследова­ний, очерчиваемое первичными возможностями этнографии и культурантропологии, с одной стороны, и стоящей уже вне рамок философии (особый стиль философствования - культурологизирование)теории культуры, с другой.

    Культурология как научная дисциплина формировалась, выходя из-под родительской опеки философии, обретая соб­ственный предмет исследования и обосновывая соответству­ющие ему методы. Несомненно, культуролог имеет дело преж­де всего с результатами культурной деятельности (предмета­ми, продуктами культурного творчества - например, музы­кой, произведениями живописи), но и музыковеды, искусст­воведы становятся культурологами, когда они идут глубже - к усвоению духа культуры (менталитета, культурной па­радигмы), независимо от того, какой теоретической позиции они придерживаются. В данном случае обнаруживается вто­рой - коммуникативный слой культуры; это уровень обще­ния, институтов образования и воспитания. И, наконец, ее ядро, ее архетип - структура культуротворческой деятельности. Различные школы исследователей идентифицируют ее по-разному: с языком; психологическим складом нации и спо­собом сакрализации; принятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культорологического поиска - целостность, интеграционная основа обще­ства, рассмотрение истории как пересечения творческого са­мовыражения «эго» и развития культурной традиции в ду­ховном пространстве этноса.

    Культурология, если она выходит из-под «родительской опеки» философии и обретает собственный предмет исследо­вания, обращается к «археологии культуры», выявляет ее ге­незис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурно­го развития, обеспечивающего, как обычно отмечают культу­рологи, следующие функции:

    1. Сохранение культуры, ее базовых оснований, скрываю­щихся за вербальной и символической оболочкой.

    2. Становление культуры, институты обновления, иннова­ционные воздействия на «код» культуры.

    3. Трансляция культуры - опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума и развития культуры. Все три уровня характеризуют культуру в широком спек­тре ее формообразований (наука, техника, искусство, рели­гия, философия, политика, экономика и т.д.), что в то же вре­мя позволяет выявить структуру, образ деятельности, целос­тность культуры и не может сводиться к описанию достиже­ний культуры (элитной культуры) и предполагает постанов­ку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности. Задача культурологии - построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс в его конкретном художественном воплоще­нии, но и позволила бы воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.

    Культорология как учебная дисциплина, изучение кото­рой предусмотрено государственными образовательными стан­дартами, включает рассмотрение культорологических школ, направлений, теорий; историю мировой и отечественной куль­туры и цивилизации; знание местного культурного наследия.

    Культурология - дисциплина, имеющая широкую распространенность в российской научной среде. Каковы ее основные особенности? Что изучает культурология?

    Большинство научных дисциплин может быть изучено в контексте:

    • истории появления;
    • места среди других наук;
    • предмета;
    • метода.

    Исследуем по этой же схеме и культурологию.

    История культурологии

    Можно отметить, что термин в рассматриваемом звучании наибольшую распространенность приобрел в России и странах Восточной Европы. В английском языке есть созвучный - Culturology, равно как, например, в немецком - Kulturologie, однако в западных странах он гораздо чаще употребляется вне ассоциации с греческим корнем «логос». К примеру, в виде словосочетания Cultural Studies или как термин Kulturwissenschaft в англоязычных и германоязычных государствах соответственно.

    Так или иначе, соответствующий термин обозначает отрасль знаний о культуре. В западной традиции при этом культурологию не принято считать наукой. В России, в свою очередь, подходы к определению статуса данной дисциплины разнятся. Но точка зрения, по которой культурологию все же стоит отнести к наукам, в отечественной академической среде имеет весьма ощутимую поддержку. Поэтому мы вполне можем придерживаться соответствующего подхода - он в достаточной мере распространен.

    Вне зависимости от того, однако, каким видится статус рассматриваемой дисциплины исследователям из разных школ, ключевой предмет ее изучения - культура - остается неизменным. Другой вопрос - что понимать под ней. Термин «культура» - один из самых емких. Существует большое количество его трактовок. При этом те или иные аспекты культуры вполне могут изучаться посредством отдельных дисциплин. Например, истории, социологии или психологии.

    Примерно с 17 века исследователи стали активно заниматься систематизацией теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Так, в версии Гоббса и Пуфендорфа под ней следовало понимать состояние человека, которое говорит о нем как о субъекте, стоящем на уровень выше относительно природных, низших признаков. Главным критерием культуры была признана творческая продуктивность. Она не характерна для низших инстинктов и образцов поведения личности на уровне удовлетворения естественных потребностей.

    В исследовательской среде также утвердилась концепция, по которой культура рассматривалась как явление, порожденное духовным восприятием мира человеком - в противовес материальному. В подходах ученых стали задействоваться компаративистские методы, предполагающие сравнение тех или иных процессов и явлений, наблюдаемых в разных обществах и государствах. Стали выделяться различные категории культур, исследоваться закономерности их формирования. Все это предопределило возникновение отдельной науки о культуре.

    Термин «культурология», в соответствии с распространенной версией, впервые применил немецкий исследователь Оствальд в книге «Система наук», которая вышла в 1915 году. Однако соответствующее понятие далеко не сразу стало популярным. В свою очередь, американский антрополог Лесли Уайт в 1949 году издал работу «Наука о культуре», впоследствии дополнив ее иными фундаментальными исследованиями. Уайт обосновал необходимость формирования новой научной отрасли, которая бы занималась изучением конкретно культуры. Американский ученый заложил ключевые теоретические принципы: на их базе должна была функционировать соответствующая дисциплина.

    Уайт определил критерии разграничения науки о культуре и существовавших смежных дисциплин. Например, если говорить о социологии, то по Уайту для нее свойственно исследование коммуникаций человека и общества. В свою очередь, культурология, как посчитал американский ученый, должна быть связана с изучением роли традиций, обычаев, а также идеологии.

    Следовательно, возникновение отдельной науки о культуре можно связывать с именем Лесли Уайта. Появилась соответствующая дисциплина в середине 20 века как ответ на необходимость детального исследования культуры человека посредством новых, не характерных для традиционных дисциплин методов.

    Выше мы отметили, что культурология, в соответствии с концепциями Уайта, должна рассматриваться обособленно, в частности от социологии. Которая вместе с тем достаточно ей близка. Изучим подробнее, относительно каких наук культурология находится на столь же малой дистанции, и наоборот - на значительном удалении.

    Место культурологии среди других наук

    Долгое время культурология в принципе не рассматривалась учеными как наука вне контекста социологии, психологии, антропологии, истории, лингвистики. Собственно, и сейчас - как мы отметили выше - многие исследователи не готовы выделять ее в качестве самостоятельной дисциплины. Но в среде ученых - и российских, и зарубежных - есть концепции, позволяющие выявить критерии, по которым культурологию допустимо рассматривать как отдельную науку.

    Существуют дисциплины, исключительно близкие к ней. К ним, прежде всего, следует отнести историю, философию, этнографию, религиоведение и искусствознание. Во многом инструментарий и методы, характерные для этих наук, задействуются в культурологии. В свою очередь, социология и психология многими исследователями оцениваются как дисциплины «второго эшелона» в контексте близости к рассматриваемой нами.

    Дело в том, что и социология, и психология изучают, прежде всего, человека как биологического или социального субъекта - в контексте общества или личности соответственно. Культурология предполагает исследование его творчества, его деятельности, духовной составляющей его жизни. Социологические и психологические методы, безусловно, могут задействоваться для лучшего понимания закономерностей в части отмеченных явлений, но более высока вероятность использования подходов, характерных для дисциплин, отмеченных выше, - например, философии.

    Предмет культурологии

    Подходы к пониманию предмета культурологии - равно как и интерпретации соответствующего термина - в научной среде наблюдаются самые разные.

    К примеру, в соответствии с одной из популярных трактовок, рассматриваемая дисциплина должна изучать содержание, структуру, а также динамику культуры, механизмы ее происхождения, выявления и передачи ценностей.

    Другая точка зрения предполагает, что культурология должна изучать знаки, символы, а также язык искусства и иных сфер творчества человека.

    Еще один подход к пониманию рассматриваемой науки характеризует культурологию как исследование механизмов творческой самореализации человека посредством утверждения смысла жизни.

    Предметом дисциплины, о которой идет речь, может быть исследование культуры как социального опыта граждан того или иного государства либо цивилизации, который выражается в нормах, обычаях и творческой составляющей их деятельности, а также передается между разными поколениями в виде тех или иных ценностей.

    Предмет культурологии способен включать механизмы сообщения одними людьми соответствующих ценностных ориентиров другим. Ими могут быть религия, традиции, искусство, различные источники - летописи, философская литература, законы.

    Существует подход, по которому культурология классифицируется на 2 типа - прикладную и фундаментальную, исходя из специфики предмета.

    Для фундаментальной культурологии характерно исследование культуры в целях концептуального ее познания, выработки соответствующих теоретических подходов и методов, а также формирование философии культуры.

    В свою очередь, прикладная культурология во многом базируется на фундаментальной и использует выработанный ей инструментарий с целью исследования отдельных сфер деятельности человека. Таковыми могут быть экономическая, социально-политическая, религиозная или, например, художественная культура народа. При этом задействование прикладных методов предполагает получение результата - например, в части грамотной законотворческой политики властей, направленной на обеспечение культурного единства нации или предоставления ее отдельным этносам необходимой свободы для реализации тех самых механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому.

    Что изучает предмет «Культурология», распространенный в вузах России? Многое зависит от конкретной специализации студентов, проходящих соответствующий курс. Если их профиль - исторические дисциплины, то в рамках предмета «Культурология» они могут углубленно исследовать те или иные явления в сфере культуры при задействовании философских подходов, подробном рассмотрении тех или иных исторических фактов. Для студентов юридических специализаций программы по культурологии зачастую составляются с акцентом на изучение взаимного влияния культуры того или иного государства и его правовой системы.

    Метод культурологии

    Следующий важнейший аспект рассматриваемой научной дисциплины, как и любой другой, - метод. В среде российских исследователей распространен подход, по которому в отношении культурологии правомерно фиксировать следующий спектр методов:

    • диахронический;
    • синхронистический;
    • компаративистский;
    • типологический;
    • семиотический;
    • биографический;
    • археологический;
    • психологический;
    • социологический.

    Рассмотрим их специфику подробнее.

    Диахронический метод предполагает выявление фактов, событий, явлений, наблюдаемых в процессе развития культуры с течением времени, а также их фиксацию в хронологической последовательности.

    Синхронистический метод позволяет осуществлять сравнительное изучение культурных явлений вне временного контекста, но, как правило, наблюдаемых в одном и том же историческом периоде.

    Компаративистский метод предполагает, в свою очередь, разностороннее сравнение культур разных народов, или же - одной нации, но в разных исторических периодах. Выявляются сходства, различия, а также причины, их обуславливающие.

    Сущность типологического метода - в выявлении закономерностей, позволяющих объединять те или иные образцы культур в различные категории, типы.

    Семиотический метод базируется на концепциях, направленных на изучение знаков, которые используются в той или иной культуре, - алфавита, иероглифов и иных способов отображения информации или результатов творчества человеком.

    Биографический метод в культурологии задействуется в случае необходимости изучить ключевые факты о личности, повлиявшей на развитие культуры того или иного народа, государства или всего мира. Бывает, что роль конкретного человека в истории настолько велика, что культура - на соответствующем уровне социальных коммуникаций - меняется полностью в результате его деятельности. В этом случае исследователь должен основательно изучить не только факты о ней, но также и детальные подробности биографии человека, который непосредственно повлиял на видоизменение данной культуры или формирование новой.

Новое на сайте

>

Самое популярное