Домой Водоподготовка Мифология в разных видах искусства. Мифы и легенды древней греции в изобразительном искусстве. Что такое миф

Мифология в разных видах искусства. Мифы и легенды древней греции в изобразительном искусстве. Что такое миф

Мифологическая критика зародилась в Европе, но в настоящий момент самой распространенной стала в литературоведении США. Мифокритика имеет некоторые преимущества над другими критическими школами в силу своей «коммуникабельности», ведь мифокритики часто пользуются достижениями психоанализа, структурализма «новой» и семантико-символичной критики. В основу мифологической критики положен принцип отыскивания мифологических репродукций в художественных произведениях более поздних эпох. Обращение к истокам литературы расширяет и углубляет наше восприятие и понимание художественных ценностей. Во многих случаях такой подход просто необходим.

Миф всегда притягивал к себе исследователей. Если говорить об интерпретации мифа, то он существовал еще в Древней Греции. Так, например, Пифагор доказывал, что в мифах отображалось философско-аллегорическое восприятие природы, а Евгемер видел в героях мифов обожаемых героев, которые когда-то реально существовали.

Для йенских романтиков миф был определенной высшей формой человеческого духа и искусства. Эта романтичная идеализация мифа повлияла на всю культурную жизнь Германии в ХІХ и ХХ ст. Известная работа Я. Гримма «Немецкая мифология» (в 1875 г.) положила начало мифологическому методу исследования фольклора. Сторонники этой теории пытались проследить, как развивается, вырастает тот или другой фольклорный образ из его мифологического прототипа.

Новый интерес к мифам вырос в эпоху Возрождения. В ХУИИ–ХУИИИ ст. высокую культурную ценность мифа отмечали Б.Фонтенель, Дж.Вико, И.Гердер. Б.Фонтенель искал основу мифов в первобытной отсталости интеллекта, в философском невежестве и считал миф продуктом первой, «детской» стадии в развитии человечества.

Проблема «искусство и миф» стала предметом специального научного рассмотрения преимущественно в литературоведении ХХ ст., особенно в связи с «ремифологизацией» в западной литературе и культуре (начала ХХ ст.). Но эта проблема ставилась и раньше.

Дж. Веко выдвинул мысль о цикличности, о «возвращении» времен и выделял по три этапа в каждом цикле. Первый из этих этапов был «божественным» и «поэтическим», когда все люди были поэтами (опять же через слабость интеллекта и неограниченность воображения). В теории Дж. Веко видим также интерес к языку давних переводов (позже Макс Мюллер использует это при создании лингвистической концепции мифа): считал, в частности, что на первых стадиях своего развития люди понимались с помощью иероглифического и символического языка, языка жестов, знаков, то есть язык по сути своей был образным, метафорическим, высокоэмоциональным, то есть поэтическим. Прозаический язык, считал он, – продукт высшей цивилизации. Исследователь определял мифы как «фантастические универсалии», противопоставляя их более поздним рациональным и философским универсалиям.

Введение

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством.
В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Так что такое мифы? В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”), В. Серова (“Похищение Европы”), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”), В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”), М. Щедрин (“Марсий”). То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства, будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола в лагере Порсенны”, Тьеполо или структурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея” Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы. 1

Цель данной работы: показать взаимодействие искусства и мифа, и проследить историю развития мифа как формы культуры.

В данной работе, я ставил задачи :

1) Раскрыть понятие миф;

2) Показать роль искусства в развитии культуры;

3) Показать историю развития мифа в искусстве;

4) Наметить с нашей точки зрения наиболее значимые взаимоотношения современного искусства и мифа.

5) Показать развитие мифология и искусства в XIX – XX веке.

Актуальность данной работы заключается в том, что искусство и мифология являются неотъемлемой частью культуры, к которой у человека при всем его стремление дистанцироватся от мифа и разрушить его, в то же время глубинная потребность в нём. Так же, и в современном искусстве очень сильна эта потребность в обретении мифа.

………………………………………………………………………….

1) Андреев Г.Л. История Европы т. 1., М., 1988 г., стр. 21

1. Что такое миф.

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной). Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов. 2

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. 3

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и

духовными ценностями через художественное производство, через создание

……………………………………………………………………

2) Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе, М, 1975, стр. 16

3) Выготский Л.С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968., стр. 75

субъективных идеалы определенного времени, определенной эпохи. 4

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда – особенности их регулятивной роли. Однако общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". 5

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. Постоянное взаимодействие искусства и мифа протекает непосредственно, в форме "переливания" мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной сфере фольклора. Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает к литературе. Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредником, а научные концепции фольклора, становясь фактом культуры, оказывают большое влияние на процессы взаимодействия литературы и мифологии. Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух

………………………………………………………………………………………

4) Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971., стр. 51

5) Выготский Л.С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968., стр. 79

аспектах: эволюционном и типологическом.

Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определенной стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Литература с этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально - сменяющие его искусство и литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени не сосуществуют. Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи. Для мифологического сознания и порождаемых им текстов характерна прежде всего недискретность, и слитность передаваемых этими текстами сообщений. 6

Мифологические тексты отличались высокой степенью ритуализации и повествовали о коренном порядке мира, законах его возникновения и существования. События, участниками которых были боги или первые люди, родоначальники и тому подобные персонажи, единожды совершившись, могли повторяться в неизменном круговращении мировой жизни. Закреплялись эти рассказы в памяти коллектива с помощью ритуала, в котором, вероятно, значительная часть повествования реализовывалась не с помощью словесного рассказывания, а также путем жестовой демонстрации, обрядовых игровых представлений и тематических танцев, сопровождаемых ритуальным пением. В первоначальном виде миф не столько рассказывался, сколько разыгрывался в форме сложного ритуального действа. По мере эволюции мифа и становления литературы появились трагические или божественные герои и их комические или демонические двойники. Как реликт этого процесса дробления единого мифологического образа в литературе сохранилась тенденция, идущая от Менандра и через М. Сервантеса, У. Шекспира и романтиков, Н. В. Гоголя,

……………………………………………………………………………………..

6) Шахновича М.И., Миф и современное искусство, С.-Петербург 2001. – 93 с.

Ф.М. Достоевского, дошедшая до романов XX в.,- снабдить героя спутником-двойником, а иногда и целым пучком спутников.

Выводы: Итак, миф – это наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Я думаю, что развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Сегодня наш разговор о греческой культуре, в частности о мифологии, и о влиянии её на всю мировую культуру. Ответ: мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры. Учитель: какое поучение есть в мифах про аргонавтов? В 1910 году им написано поэтическое сказание «Похищение Европы» и несколько вариантов «Одиссея и Навзикаи». Ведущий: В горах Северной Греции Леонид выбрал место, где греки готовились дать отпор Ксерксу. Назовите имена художников, которые использовали мифы в своём творчестве? Назовите имена поэтов, кому было интересно творчество древних греков.

Место мифа в изобразительном искусстве

Ни один герой мифологии не пользовался такой популярностью в искусстве, как Геркулес. Художники всех эпох изображали его от колыбели и до божественного апофеоза включительно. Роскошен был свадебный пир. Все боги Олимпа участвовали в нем. Громко звучала золотая кифара Аполлона, под ее звуки пели музы о великой славе, которая будет уделом сына Пелея и богини Фетиды. Участвовали в хороводе и быстрый, как мысль, вестник богов Гермес, и неистовый бог войны Арес, забывший о кровавых битвах. Известен своей губительностью, позднее (Апулей, Метаморфозы, IV 35) представлялся как нежный, мягкий ветер; этот Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения. Мишель Корнель младший — Суд МидасаСюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии Мидас был судьей на музыкальном состязании бога Аполлона и Пана (в ином варианте - Марсия). Гордый создатель коня расписал яркими красками все его достоинства, и все решили, что Минерве нечего и думать превзойти Нептуна. Рене-Антуан Уасс — Минерва учит жителей Родоса искусству скульптурыМинерва, соответствующая греческой Афине Палладе, - италийская богиня мудрости.

Имя – источник мифа

Многие произведения музыки,литературы,живописи написаны по сюжетам мифов древней Греции,и стали шедеврами, достоянием мирового искусства. К сюжетам мифов древней Греции обращались П.Соколов и К. Брюллов,И. Режиссеры современности тоже обращались к теме мифов,так создан фильм о путешествиях Одиссея.

В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Они и были названы мифами (греческое слово «миф» означает рассказ), а от них это название распространилось на такие же произведения других народов. Если сравнить определение мифа в разных научных школах, то можно прийти к выводу о том, что мифом проникнуты все сферы не только древнего, но и современного человека. Мастера Древней Греции и Древнего Рима воплотили в своих произведениях многие сюжеты мифов и легенд, олицетворили и оживили богов и героев мифов в скульптуре и живописи. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих.

Часто произведение искусства невозможно понять без знания мифологии, особенно если это искусство античное. Задачи реферата: рассмотреть такие вопросы как, общая характеристика древнегреческой культуры, основные темы древнегреческих мифов и отражение мифов в скульптуре Древней Греции. В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Он создавал плавные, нежные, текучие формы. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» (Рис. -8) дает живое представление о стиле работ Праксителя. Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. В результате проведенного анализа я сделала вывод, что подавляющее количество древнегреческой скульптуры было посвящено богам олимпийцам с их идеалом телесной и духовной красоты. Для статуй совершались жертвоприношения и возносились молитвы, прося о благополучии и счастливой жизни. Именно поэтому искусство скульптуры оказалось ведущим в культуре Древней Греции.

В древности люди наделяли необъяснимые явления окружающего их мира божественной силой и слагали о них мифы и легенды. Так, например, Венера Праксителя в Книде привлекала всех любителей искусства и поклонников чистой красоты в Греции. В мифологии Древней Греции миф о происхождении и существовании Юпитера слагается следующим образом.

МИФ – это предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы. 1. Муза эпической поэзии - это … Музы Древней Греции Каллиопа Каллиопа K a l l i o p h – («прекрасноголосая») - мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Имя этой Музы происходит от имени Эроса, бога любви. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Его сын … (Тритон) звуком своей трубы из раковины вызывает бури. Глубоко под землей царит мрачный … (Аид), другой брат громовержца … (Зевса). Рядом с ним его прекрасная жена …(Персефона) В его подземном царстве струятся воды реки забвения… (Леты) и реки первобытного ужаса…(Стикс).

Фидий Зевс в Олимпии (статуя из золота и слоновой кости в главном

ПАН, в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. Пан наделён ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Культура Древней Греции - это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Мойры -«часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении - в древнегреческой мифологии богини судьбы. АРЕС — в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.

Миф как слово (таково значение греческого «mythos») рождался вместе с живописью на стенах палеолитических пещер вместе с пением и пляской их обитателей как часть ритуала. К первой четверти VII в. до н. э. относится самый крупный сосуд геометрического стиля, подписанный именами Клития и Эрготима, названный «царицей ваз» или, по имени открывателя, – вазой Франсуа. В шести поясах изображений представлены Калидонская охота, игры в честь Патрокла, погоня Ахилла за Троилом, битва пигмеев с журавлями и многие другие сюжеты. В это же время на сюжеты греческих мифов были написаны монументальные картины Полигнотом, Паррасием, Апеллесом и многими другими художниками, выставлявшиеся на обозрение в публичных местах. На фронтоне храма Артемиды на Керкире изображена Горгона в окружении меньшего размера пантер.

Художник Михаил Врубель смело перевоплотил эллинского бога природы в полуфантастическое существо, близкое нашей русской мифологии. Многие художники использовали в своём творчестве миф о похищении Европы Зевсом. Юный бог любви Амур, сын Венеры, изображён, согласно традиции, в виде лукавого мальчика с крылышками за спиной. Перед вами бронзовая статуэтка А.Бари «Тезей и Минотавр». Каждый 9 год Афины должны были отправлять 7 юношей и стольких же девушек в г. Кнос на Крите на съедение полубыку-получеловеку чудовищу Минотавру, обитающему в лабиринте. Тогда владыка богов Юпитер повелел Прозерпине одну часть года проводить в подземном царстве, а другую – наслаждаться светом.

Существовали самобытные мифы римлян, известные по произведениям римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Боги Аполлон и Дионис наиболее тесно были связаны с искусством. Отметим, что без математических расчетов, в 1-2 вв. до н.э. грек Ктесбий из Александрии (Египет эпохи эллинизма) вряд ли смог создать первый в мире многоголосный орган (гидравлос). Гермес, однажды похитивший у Аполлона коров, в знак примирения подарил ему лиру, сделанную из панциря черепахи. В VIвеке до н.э., (во время правления Писистрата) культ Диониса был распространен по всей Древней Греции. По мифу, лира Орфея была выброшена морской волной на берег острова Лесбос, где и появились первые произведения мелической лирики (у Терпандра Лесбоского). ТЕАТР у древних греков был всенародным зрелищем.Первая трагедия поставлена в 534 г. до н.э. Феспидом Афинским.

Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы. Аполлона и Артемиды. Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Греции. В Арголиде рассказывали о сыне Зевса Персее. Кносса на о.Крит. II тысячелетия до н.э. стали Микены, Пилос, Тиринф.

Урания O u r a n i a –Муза астрономии и звездного неба. Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам. Полигимния (Полимния) P o l u m n i a– сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное».

И сегодня герои греческих мифов Одиссей, Адонис и Ахей не забыты. В первой части «Илиады» Гомер приводит один из древних гимнов, воспевающий бога солнца Гелиоса. Спустя четыреста лет после окончания эпохи, именуемой историками «темными временами Греции».

В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая - Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Однако я все же нашел несколько картин, сязанных с этим «периодом» всемирной истории в ее древнегреческом варианте.Иван Айвазовский.


Все вы когда-либо брали в руки книги о древних цивилизациях. Уверена, не обошли вниманием вы и историю Древней Греции. Особенный интерес, конечно же, вызывают мифы и легенды этого величайшего государства.
Обычно, впервые мы прочитываем эти сказания еще в школьном возрасте. К сожалению, число людей, сумевших ухватить самую суть повествований, слишком мало, но перечесть повторно частенько бывает просто лень.

Все жизнеописания греческих богов и героев наполнены глубочайшим философским и жизненным смыслом. Многие идеи и истины не лежат на поверхности, и порой бывает сложно понять, о чем же все-таки идет речь, ведь в легендах древние авторы использовали великое множество иносказаний, аллегорий...
И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в поисках волшебного слова, которое откроет нам путь в сокровищницу мудрости.
Но разобраться со значением того или иного повествования - это только начало.

Почему же, спросите вы?..
Мифы и легенды Древней Греции вдохновили множество творцов и стали основой для созданных ими шедевров.

В своем проекте я хотела бы познакомить вас с некоторыми своими любимыми мифами, легендами и сказаниями и показать творения великих мастеров, вдохновленных этими повествованиями, которые воплотили в своих работах историческое, культурное, философское значение деяний и подвигов богов и героев Древней Греции.

Особенно захватывающе сравнивать полотна художников, которые являются представителями различных эпох, стран и стилей. Я постараюсь донести до вас идею, которую преследовал живописец, трудясь над холстом. А также вы увидите, насколько разнятся взгляды творцов на один и тот же античный сюжет.
Думаю, для начала стоит заметить, что обитателям Олимпа, несмотря на их божественную суть, не были чужды земные желания и искушения. Боги влюблялись, ревновали, враждовали друг с другом и смертными. А вся духовная жизнь народа того времени вращалась вокруг искусства и поэзии, в меньшей мере вокруг философии. Эллин не мог представить себе жизни без любования - долгого и многократного - предметами искусства и созерцания прекрасных построек. Еще большее значение имело для эллина созерцание человеческой красоты. Именно поэтому боги изображались в обличии прекрасных, хорошо сложенных людей, подобных простым смертным, но лишь внешне. Думаю, следует пояснить, что эллинизм - это античное искусство последней четверти IV – I веков до нашей эры в Греции, Восточном Средиземноморье, Причерноморье, Передней Азии, на Среднем Востоке, В Северной Африке, в котором тесно переплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистических монархий и распространения в них эллинской культуры после завоевания персидской державы Александром Македонским в последней четверти IV века до нашей эры.

Художники же не только старались передать то, каковым было видение древних греков, но и привнести в полотна что-то свое, диктуемое уже другой исторической эпохой.
Что ж, думаю, вам будет весьма интересно узнать подробнее, в чем же суть моего исследования. Тогда... читайте следующие страницы моего веб-сайта.

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.

Новое на сайте

>

Самое популярное