Домой Ливневка Требования к качеству монтажа блоков. Допускаемые отклонения. Техника безопасности. Безопасность при проведении монолитных работ Требования безопасности по окончании работы

Требования к качеству монтажа блоков. Допускаемые отклонения. Техника безопасности. Безопасность при проведении монолитных работ Требования безопасности по окончании работы

Прежде чем приступить к возведению фундаментов, все рабочие, занятые на монтаже, должны пройти специальный инструктаж по технике безопасности. Знания правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническими работниками должны проверяться не реже 1 раза в год.

Основные положения по технике безопасности должны быть отражены в проекте организации работ по строительству объекта. С этими положениями следует ознакомить весь персонал, занятый монтажными работами. Для этого нужно перед началом работ вывесить плакаты, указывающие безопасные приемы монтажа, предупредительные надписи; отметить места складирования элементов. Опасные для движения людей и механизмов зоны должны быть огорожены или оборудованы предупредительными сигналами.

Осуществлять монтажные работы в ночное время допускается лишь при хорошем искусственном освещении. Освещать следует не только места установки элементов, но и приобъектные склады, а также зоны перемещения конструкций.

Перемещать сборные элементы над рабочими местами запрещается.

Строповку блоков следует производить только за монтажные петли, заделанные в блоках, а подъем их осуществлять специальными траверсами или стропами, прочность и надежность которых должны периодически проверяться.

Перед подъемом блока рабочий должен убедиться в правильности его строповки, после чего следует приподнять блок на высоту не более 30 см и убедиться в надежности его закрепления. Поднимать и опускать блок следует плавно, без рывков и раскачивания, строго по вертикали. Во время подъема и опускания не допускается перекручивание троса крана. Чтобы избежать этого, следует удерживать блок в определенном положении при помощи оттяжек. Не допускается подтягивание или подталкивание элементов во время их подъема и опускания.

Если возникает необходимость в этом, то подтягивание можно допустить при неподвижном положении стрелы или крана и троса в случае, когда блок находится на расстоянии не более 50 см по вертикали от места укладки. Во время подъема блока и подачи к месту укладки в зоне его движения не должны находиться люди.

Перед установкой блока он должен быть опущен над местом укладки примерно на 0,5 м от поверхности грунта, после чего осуществляется центровка и установка блока в рабочее положение. Снятие крюков с петель блока разрешается после полного окончания выверки и утановки элемента на свое место.

Оставлять поднятые блоки на время перерыва в работе не допускается. При горизонтальном перемещении поднятого элемента он должен проходить на высоте не менее 1 м от верха самого высокого предмета, находящегося на его пути.

Особое внимание должно уделяться надежности установки крана. Башенные краны допускаются к работе после осмотра их путей. Нельзя приступать к работе, если подкрановые пути будут иметь отклонения от нормального положения. В период оттаивания грунта подкрановые пути проверяются 2 раза в день.

Самоходные краны, устанавливаемые на бровке котлована, должны находиться на таком расстоянии от края откоса, при котором обеспечивается его устойчивость. В зимнее время рабочие места, проходы, трапы и т.п. должны очищаться от снега, наледи, мусора и посыпаться песком. Не допускается поднимать элементы, примерзшие к земле или друг к другу.

Общие правила

1. К монтажу ж/б конструкций допускаются рабочие не моложе 18-летнего возраста, прошедшие обучение по типовой программе, проверенные администрацией в знании настоящей инструкции, имеющие письменное разрешение на производство работ (допуск).

2. Работать разрешается только там, куда направлен бригадиром или мастером.

3. Не приступать к работе, не получив вводного инструктажа по ТБ и инструктажа по безопасным приемам работ на данном рабочем месте.

4. На территории стройплощадки необходимо выполнять следующие правила:

a) быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта и выполнять их;

b) не находиться под поднятым грузом;

c) проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями;

d) не перебегать путь впереди движущегося транспорта;

e) не заходить за ограждения опасных зон;

f) места, где проходят работы на высоте, обходить на безопасном расстоянии, т. к. возможно случайное падение предметов с высоты;

g) не смотреть на пламя электросварки, т. к. это может вызвать заболевание глаз;

h) не прикасаться к электрооборудованию и эл. проводам (особенно оголенным или оборванным), не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частей оборудования;

i) не устранять самим неисправности эл. оборудования, вызывайте электрика;

j) не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;

k) при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру (прорабу) о несчастном случае;

l) заметив нарушение инструкции другими рабочими или опасность для окружающих, не оставайтесь безучастным, а предупредите рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.

II. Обязанности перед началом работы

5. Проверить исправность и годность всех такелажных приспособлений, убедиться в надежной установке монтажного крана.

6. Подготовить к работе монтажный инструмент.

7. Осмотреть ограждения, подмости, леса и убедиться в их исправности и устойчивости.

8. Обнаружив неисправности или дефекты в такелажных приспособлениях (обрыв прядей троса, изгиб, поломка траверс, контейнеров), монтажном инструменте или ограждениях доложить об этом мастеру и приступить к работе только с разрешения мастера.

9. Проверить достаточность освещения рабочего места.

10. Во избежание поражения током внимательно осмотреть проходящую рядом электропроводку и при обнаружении оголенных, неизолированных проводов, доложить об этом мастеру.

11. При одновременном ведении работ на разных уровнях по одной вертикали должен быть сделан сплошной настил или сплошная сетка на каждом уровне для защиты работающих внизу от падения сверху каких-либо предметов или инструмента.

III. Требования во время работы

А. При монтаже фундаментов и стен подвала

12. Рабочее место должно быть очищено от посторонних предметов и спланировано.

13. Не допускать посторонних лиц в зону монтажных работ.

14. Сборные блоки и фундаментные подушки уложить в 2-х метрах от бровки котлована в штабеля с прокладками для подведения строп без поворачивания блоков.

15. При обнаружении трещин или "козырьков", угрожающих обвалов котловану, вырытому с откосами, работу приостановить и доложить об опасности мастеру.

16. Блоки и фундаментные подушки очистить от наледи, снега и грязи. Подъем блоков и подушек, засыпанных грунтом или снегом, а также примерзших к земле, запрещен.

17. Монтаж верхних рядов выше 1,1 м производить только с инвентарных подмостей или с переносных площадок.

18. При подъеме конструкций сигнализация должна быть организована таким образом, чтобы все сигналы машинисту крана, а также рабочим, занятым на оттяжках, подавались только одним лицом, руководящим подъемом и установкой конструкций (как правило, бригадиром и в особо ответственных случаях мастером или прорабом). Во всех случаях машинист крана должен быть уведомлен, чьи указания он должен выполнять. При работе монтажников вне поля зрения крановщика между крановщиком и рабочими местами монтажников должна быть обеспечена надежная связь.

19. Зоны, опасные для движения людей во время монтажа, должны быть ограждены и оборудованы видимыми предупредительными сигналами. Запрещается пребывание людей на этажах ниже того, на котором производятся строительно-монтажные работы (в одной захватке), а также в зоне перемещения элементов и конструкций кранами.

20. Строповку изделий производить только за монтажные петли стропами, оборудованными крючками или карабинами.

21. Строповку поднимаемых элементов производить только гибкими стальными стропами, тросами, имеющими бирку. Стропы должны легко надеваться и сниматься с крюка подъемного механизма, а также легко освобождаться от поднимаемых конструкций или элементов. Стропы не должны иметь узлов, петель или перекрутов. При подъеме под острые края конструкции следует помещать деревянные прокладки, предотвращающие перетирание троса. Подъем производить за все имеющиеся монтажные петли.

22. Строповка ж/б элементов производится по разработанным схемам.

23. Находиться под опускаемым изделием или допускать перенос их над рабочими местами запрещено.

25. При подъеме изделия его перемещение в горизонтальном положении производить при возвышении изделия над другими предметами не менее 0,5 м.

26. Поданное изделие опустить над местом проектного положения не более чем на 30 см и из этого положения направлять и устанавливать изделие в проектное положение.

27. После установки изделия ослабить тросы и вторично убедиться в правильности установки его в проектное положение.

28. Не оставлять на весу поднятые изделия.

29. Не укладывать монтируемые изделия на настилы подмостей.

30. Не принимать изделие руками для монтажа, если оно поднято над местом установки более чем на 30 см.

7.1. При устройстве монолитных фундаментов необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве», «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

7.2.Безопасность производства работ должна быть обеспечена: выбором рациональной соответствующей технологической оснастки;

подготовкой и организацией рабочих мест производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе;

своевременным обучением и проверкой знаний рабочего персонала и ИТР по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ.

Особое внимание необходимо обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками;

не допускать нахождения людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепление;

при перемещении краном грузов расстояние между наружными габаритами проносимых грузов и выступающими частями конструкций и препятствий по ходу перемещения должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали не менее 0,5 м; монтаж и демонтаж опалубки может быть начат с разрешения технического руководителя строительства и должен производиться под непосредственным наблюдением специально назначенного лица технического персонала;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

не допускается касание вибратором арматуры и нахождение рабочего в зоне возможного падения бункера;

к управлению автобетононасосами допускаются только лица, имеющие удостоверение на право работы на данном типе машин.

7.4. При работе на высоте более 1,5 м все рабочие обязаны пользоваться предохранительными поясами с карабинами.

7.5. Разборка опалубки допускается после набора бетоном распалубочной прочности и с разрешения производителя работ.

7.6. Отрыв опалубки от бетона производится с помощью домкратов. В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться.

7.7. Рабочие места электросварщиков должны быть ограждены специальными переносными ограждениями. Перед началом сварки необходимо проверить исправность изоляции сварочных проводов и электрододержателей, а также плотность соединения всех контактов. При перерывах в работе электросварочные установки необходимо отключать от сети.

7.8.Погрузочно-разгрузочные работы, складирование и монтаж арматурных каркасов должны выполняться инвентарными грузозахватными устройствами и с соблюдением мер, исключающих возможность падения, скольжения и потери устойчивости грузов.

7.9. Очистку лотка автобетоносмесителя и загрузочного отверстия от остатков бетонной смеси производят только при неподвижном барабане.

7.10.Запрещается: работа автобетононасоса без выносных опор; начинать работу автобетононасоса без предварительной заливки в промывочный резервуар бетонотранспортных цилиндров воды, а в бетонопровод - «пусковой смазки».

8.25. Инструкция по охране труда при устройстве фундаментов сборных и монолитных 1. Общие требования безопасности

К выполнению работ по устройству фундаментов допускаются рабочие по профессиям: плотник, арматурщик, электросварщик, бетонщик, монтажник железобетонных конструкций, лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры.

Опасные и вредные производственные факторы:


      • вращающиеся части машин и оборудования;

      • перемещаемые грузы;

      • электрический ток;

      • острые концы арматурных стержней;

      • вибрация;

      • обрушения штабелей блоков и стен из блоков;

      • обрушения грунта.
За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы в обязательном порядке проверяются рабочие места и проходы к ним на соответствие следующим требованиям: я при работе на высоте от уровня земли свыше 1,3 м рабочие места должны быть оборудованы подмостями шириной не менее: 2 м - для каменных работ, 1м - для монтажных; я для прохода к рабочим местам, находящимся в котлованах и траншеях, а также для перехода по участкам уложенной арматуры необходимо установить лестницы, переходные мостики и трапы с ограждениями; я зона электропрогрева бетона должна иметь ограждение и быть обозначена предупредительными надписями и плакатами; я на эстакадах для подачи бетонной смеси автосамосвалами между отбойным брусом и ограждением следует оборудовать проходы шириной не менее 0,6 м; я ограждения вращающихся частей машин и оборудования должны находиться в исправности и быть надежно закреплены; я корпуса сварочных трансформаторов, электродвигателей и приборов управления должны быть заземлены; я сигнализирующие устройства должны находиться в исправном состоянии и быть хорошо освещены рабочие места (в темное время суток).

Перед началом работы проверить наличие необходимых средств технологической оснастки, их исправность и соответствие условиям работы.

3. Требования безопасности при выполнении работы

Опалубочные работы

При сборке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание

Людей, непосредственно не участвующих в производстве работ по устройству опалубки, не допускается.

Инвентарная опалубка должна содержать в своем составе инвентарные ограждения, предупреждающие падение человека.

Инвентарные ограждающие устройства при установке опалубки должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования.

При установке мелкозащитной инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться предохранительными поясами при работе на высоте свыше 1,3 м.

Разборку всех типов опалубки производят после достижения бетоном заданной прочности и с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - по перечню, установленному проектом, с разрешения главного инженера.

Сборка и установка арматуры

При сборке арматуры фундаментов непосредственно у места ее установки стержни подают в котлован при помощи специальной траверсы или опускают их по приспособленным для этой цели лоткам.

Рабочие должны спускаться в котлован только по стремянкам или приставным лестницам.

Арматурные стержни и стальные изделия следует перемещать и устанавливать только в рукавицах.

Обслуживание технологических средств транспорта бетона

При подъезде технологических транспортных средств (автобетоносмеситель, бетоновоз, бадьевоз) бетонщик, принимающий бетонную смесь, должен находиться в поле зрения машиниста автобетоносмесителя.

Очистку лотка и загрузочного отверстия автобетоносмесителя от остатков бетона производить только при неподвижном смесительном барабане. Очистка кузова автобетоновоза в условиях строительной площадки запрещается.

При выгрузке бетонной смеси из кузова автобетоновоза рабочий, принимающий бетонную смесь, должен находиться в зоне, где исключается его травмирование при внезапном опрокидывании автобетоновоза.

Очистку поднятых кузовов автомобилей-самосвалов после разгрузки бетонной смеси следует производить скребками или лопатами с удлиненной рукоятью.

Рабочие, производящие очистку, не должны становиться на колеса или находиться в кузове транспортного средства. Нельзя ударять

Кувалдой по кузову с целью очистки кузова от прилипшей бетонной смеси.

Подача, укладка и уплотнение бетонной смеси

При укладке бетонной смеси стреловыми и башенными кранами бетонщик должен знать:


      • правила строповки бункеров-бадей;

      • сигналы, подаваемые крановщику;

      • безопасные приемы работы с применением бункеров-бадей.

      • Запрещается:

      • производить подъем бункера-бадьи, не убедившись в надежности строповки;

      • открывать затвор при его заклинивании в подвешенном состоянии бункера;

      • работать с неисправным механизмом открывания затвора;

      • раскачивать подвешенную бункер-бадью.
В момент опускания бадьи рабочие должны отойти в сторону; открывать затвор можно лишь после того, как бадья займет наиболее низкое для данных условий выгрузки положение.

При уплотнении бетонных смесей глубинными, площадочными вибраторами рабочий-бетонщик должен знать:

Правила безопасной работы с ручными электрическими машинами;

Правила гигиены и санитарии при работе с виброинструментом.

Запрещается:


      • работать с неисправным вибрационным оборудованием;

      • самостоятельно, в отсутствие дежурного электрика подключать вибрационную технику к распределительным электрощитам;

      • работать с виброоборудованием без вибрационной защиты;

      • работать без резиновых перчаток и сапог.
Монтаж сборных фундаментов

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов следует складировать на подготовленных площадках в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках.

Подкладки и прокладки в штабелях складируемых бетонных и железобетонных изделий следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина должна быть больше выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.

Запрещается складировать элементы конструкций ближе 1 м от бровки котлована, траншеи.

Сигналы машинисту крана должны подаваться одним лицом, знающим порядок обмена сигналами. Сигнал «Стоп» может подавать любой работник, заметивший опасность.

Зацепку или обвязку грузов следует производить в соответствии со схемами строповки грузов. Запрещается подъем сборных железобетонных конструкций, засыпанных снегом, землей, защемленных другими конструкциями. Очищать подлежащие монтажу конструкции от грязи и наледи следует до их подъема, при этом удары по монтажным петлям недопустимы.

До подъема конструкции монтажник должен проверять соответствие массы, указанной в маркировке конструкции, грузоподъемности крана. При подъеме конструкций массой, близкой к предельной грузоподъемности крана, груз должен быть предварительно зафиксирован на высоте 0,2-0,3 м.

Элементы конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками из пенькового (капронового) каната.

При выполнении работ монтажнику запрещается:


      • устанавливать конструкции путем их подтаскивания при косом натяжении каната грузоподъемного механизма;

      • оставлять конструкции на весу;

      • находиться на элементах и конструкциях во время их подъема, перемещения и установки;

      • производить расстроповку конструкций до постоянного или временного надежного их закрепления;

      • перемещать установленные конструкции после их расстроповки;

      • применять кувалды для принудительной посадки конструкций на место.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Производить работы в траншеях и котлованах, отрытых с откосами без креплений, допускается при следующих мерах предосторожности:


      • тщательном осмотре перед началом каждой смены состояния грунта и обрушения его в местах, где обнаружены козырьки или навесы грунта;

      • временном прекращении работ в выемке до обрушения грунта при возникновении опасности обвала.
Нельзя отдыхать у оснований откосов траншей и котлованов, а также у подошвы насыпей.

5. Требования безопасности по окончании работы

Навести порядок на рабочем месте. Убрать инструменты, материалы и приспособления.

Сообщить мастеру или прорабу о замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, средств подмащивания, состояния откосов.

Отключить механизмы от сети, пусковые устройства запереть на замок, чтобы они не могли быть включены посторонними лицами.

Организация и технология выполнения работ по монтажу сборных ленточных фундаментов

Указания по производству работ монтажу сборных ленточных фундаментов

Требования к качеству выполнения работ

Материально-технические ресурсы необходимые для

Монтажа сборных ленточных фундаментов

Охрана окружающей среды и правила техники безопасности при монтаже сборных ленточных фундаментов

Общие положения и основные элементы сборных ленточных фундаментов

Различаются мелкозаглубленные и заглубленные ленточные фундаменты.

Сборные ленточные фундаменты состоят из сборных фундаментных подушек, армированных по расчету, выше которых устраиваются стены.

Заглубленная конструкция ленточного фундамента устраивается в строениях с тяжелыми стенами или перекрытиями на пучинистом грунте. Такой тип устраивается, если в проекте предусматривается подвальное помещение. Глубина заложения должна быть на 200-300 мм ниже глубины промерзания. Заглубленные ленточные фундаменты требуют больших расходов материала. Для стен, находящихся внутри строения, устраивается менее глубокие на 400-600 мм.

Заглубленные ленточные фундаменты в сравнении с мелкозаглубленными являются более прочными и устойчивыми благодаря их нижней части, находящейся ниже глубины промерзания грунтовых вод. Но в таком случае резко увеличивается расход материала и затраты труда.

Схема железобетонного сборного ленточного фундамента.

На сухом или песчаном грунте ленточные фундаменты закладываются и выше уровня промерзания, но не меньше чем 500-600 мм от уровня земли.

На сильно пучинистом и промерзающем грунте закладывается редко.

Сборный часто применяется не только в промышленном и гражданском строительстве, но и при постройке коттеджа и индивидуального жилого дома.

Положительной стороной устройства этого фундамента является резкое сокращение сроков строительных работ, появляется возможность увеличить нагрузку на конструкцию после ее недолгой выдержки на финальной стадии монтажа. Не стоит забывать, что возведение такого типа основания будет дороже монолитного и потребуется помощь грузоподъемной техники.

Отрицательной стороной является прочностной показатель, так как у сборного он на 20-30% хуже по сравнению с монолитным. Сборные виды невозможно усиливать дополнительной арматурой, потому что блоки выпускаются согласно типовому проекту. Усиление таких фундаментов может достигаться с помощью сетки, укладываемой между рядами блоков, но даже этот способ не дает желаемого результата, как это делается при пространственном армировании монолитных фундаментов.

Железобетонные фундаментные плиты-подушки и бетонные стеновые блоки унифицированы, номенклатура предусматривает их разделение на четыре группы, каждая из которых отличается воспринимаемой нагрузкой. Для повышения жесткости сооружения, для выравнивания осадок при строительстве на слабых грунтах и в качестве антисейсмических мероприятий сборные фундаменты усиливают армированными швами или железобетонными поясами, устраиваемыми поверх фундаментных подушек или последнего ряда стеновых фундаментных блоков по всему периметру здания на одном уровне.

При песчаных грунтах фундаментные блоки укладывают непосредственно на выровненное основание, при других грунтах - на песчаную подушку толщиной 10 см. Под подошвой фундаментов нельзя оставлять насыпной или разрыхленный грунт, его необходимо удалить и вместо него засыпать песок или щебень. Углубления в грунтовом основании высотой более 10 см заполняют монолитным бетоном. Ширину и длину песчаного основания делают на 20...30 см больше размеров фундамента, чтобы блоки не свисали с песчаной подушки.

Фундаментные блоки укладывают по схеме их раскладки в соответствии с проектом (рис.1), чтобы обеспечить разрывы для прокладки труб водоснабжения, канализации и других вводов.

Рис.1. Монтаж сборных ленточных фундаментов:

1 - фундаментная подушка; 2 - стеновой блок; 3 - песчаная подготовка; 4 - арматурный пояс; 5 - постель из раствора; 6 - заделка стыка монолитным бетоном; 7 - строповка блока

Монтаж начинают с установки маячных блоков по углам и в местах пересечения стен. Фундаментный блок подается краном к месту укладки, наводится и опускается на основание, незначительные отклонения от проектного положения устраняют, перемещая блок монтажным ломиком при натянутых стропах. При этом поверхность основания не должна быть нарушена. Стропы снимают после того, как блок займет правильное положение в плане и по высоте. Разрывы между блоками ленточного фундамента и боковыми пазухами в процессе монтажа заполняют песком или песчаным грунтом и уплотняют.

При монтаже фундаментов под колонны тщательно контролируют положение устанавливаемых блоков относительно основных осей. С помощью нивелиров контролируют положение блоков по высоте, у блоков стаканного типа проверяют отметку дна стакана, у других - верхней плоскости блока.

Монтаж стен подвала (стеновых блоков) начинают после проверки положения уложенных фундаментных блоков (подушек) и устройства гидроизоляции. Если в проекте отсутствуют особые указания, то в качестве изоляции расстилают слой раствора толщиной 2...3 см по очищенной поверхности фундаментов; раствор одновременно служит выравнивающим слоем.

В соответствии с монтажной схемой на фундаментах размечают положение стеновых блоков первого (нижнего ряда), отмечая места вертикальных швов. Монтаж начинают с установки маячных блоков в углах и местах пересечения стен на расстоянии 20...30 м друг от друга. После установки маячных блоков на уровне их верха натягивают шнур - причалку, по которому устанавливают рядовые блоки.

Новое на сайте

>

Самое популярное