Домой Для канализации Лидин Р.А. Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Раздел «» Тема «Рекомендуемые учебники по Химии и Биологии для подготовки в ВУЗ Лучшие пособия по егэ химии

Лидин Р.А. Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Раздел «» Тема «Рекомендуемые учебники по Химии и Биологии для подготовки в ВУЗ Лучшие пособия по егэ химии

Название: Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.
Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.
В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.
Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Химический элемент– определенный вид атомов, обозначаемый названием и символом и характеризуемый порядковым номером и относительной атомной массой.
В табл. 1 перечислены распространенные химические элементы, приведены символы, которыми они обозначаются (в скобках – произношение), порядковые номера, относительные атомные массы, характерные степени окисления.
Нулевая степень окисления элемента в его простом веществе (веществах) в таблице не указана.
Электронная оболочка любого атома делится на энергетические уровни (1, 2, 3 й и т. д.), уровни делятся на подуровни (обозначаются буквами s, р, d, f). Подуровни состоят из атомных орбиталей – областей пространства, где вероятно пребывание электронов. Орбитали обозначаются как 1s (орбиталь 1 го уровня s подуровня), 2s, 2р, 3s, 3р, 3d, 4s…

Содержание
Предисловие
1. Распространенные элементы. строение атомов. Электронные оболочки. Орбитали
2. Периодический закон. Периодическая система. Электроотрицательность. Степени окисления
3. Молекулы. Химическая связь. Строение веществ
4. Классификация и взаимосвязь неорганических веществ
5. Металлы главных подгрупп I–III групп
5.1. Натрий
5.2. Калий
5.3. Кальций
5.4. Жёсткость воды
5.5. Алюминий
6. Переходные металлы 4-го периода. Свойства, способы получения. Общие свойства металлов
6.1. Хром
6.2. Марганец
6.3. Железо
6.4. Общие свойства металлов. Коррозия
7. Неметаллы главных подгрупп IV–VII групп
7.1. Водород
7.2. Галогены
7.2.1. Хлор. Хлороводород
7.2.2. Хлориды
7.2.3. Гипохлориты. Хлораты
7.2.4. Бромиды. Иодиды
7.3. Халькогены
7.3.1. Кислород
7.3.2. Сера. Сероводород. Сульфиды
7.3.3. Диоксид серы. Сульфиты
7.3.4. Серная кислота. Сульфаты
7.4. Неметаллы VA-группы
7.4.1. Азот. Аммиак
7.4.2. Оксиды азота. Азотная кислота
7.4.3. Нитриты. Нитраты
7.4.4. Фосфор
7.5. Неметаллы IVA-группы
7.5.1. Углерод в свободном виде
7.5.2. Оксиды углерода
7.5.3. Карбонаты
7.5.4. Кремний
8. Теория строения, многообразие, классификация и номенклатура органических соединений. Типы химических реакций
9. Углеводороды. Гомология и изомерия. Химические свойства и способы получения
9.1. Алканы. Циклоалканы
9.2. Алкены. Алкадиены
9.3. Алкины
9.4. Арены
10. Кислородсодержащие органические соединения
10.1. Спирты. Простые эфиры. Фенолы
10.2. Альдегиды и кетоны
10.3. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
10.4. Углеводы
11. Азотсодержащие органические соединения
11.1. Нитросоединения. Амины
11.2. Аминокислоты. Белки
12. Химические реакции. Скорость, энергетика и обратимость
12.1. Скорость реакций
12.2. Энергетика реакций
12.3. Обратимость реакций
13. Водные растворы. Растворимость и диссоциация веществ. Ионный обмен. Гидролиз солей
13.1. Растворимость веществ в воде
13.2. Электролитическая диссоциация
13.3. Диссоциация воды. Среда растворов
13.4. Реакции ионного обмена
13.5. Гидролиз солей
14. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
14.1. Окислители и восстановители
14.2. Подбор коэффициентов методом электронного баланса
14.3. Ряд напряжений металлов
14.4. Электролиз расплава и раствора
15. Решение расчетных задач
15.1. Массовая доля растворенного вещества. Разбавление, концентрирование и смешивание растворов
15.2. Объемное отношение газов
15.3. Масса вещества (объем газа) по известному количеству другого реагента (продукта)
15.4. Тепловой эффект реакции
15.5. Масса (объем, количество вещества) продукта по реагенту в избытке или с примесями
15.6. Масса (объем, количество вещества) продукта по реагенту с известной массовой долей в растворе
15.7. Нахождение молекулярной формулы органического соединения
Ответы


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Лидин Р.А. 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.
Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.
В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.
Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Предисловие
1. Распространенные элементы. строение атомов. Электронные оболочки. Орбитали
2. Периодический закон. Периодическая система. Электроотрицательность. Степени окисления
3. Молекулы. Химическая связь. Строение веществ
4. Классификация и взаимосвязь неорганических веществ
5. Металлы главных подгрупп I–III групп
5.1. Натрий
5.2. Калий
5.3. Кальций
5.4. Жёсткость воды
5.5. Алюминий
6. Переходные металлы 4-го периода. Свойства, способы получения. Общие свойства металлов
6.1. Хром
6.2. Марганец
6.3. Железо
6.4. Общие свойства металлов. Коррозия
7. Неметаллы главных подгрупп IV–VII групп
7.1. Водород
7.2. Галогены
7.2.1. Хлор. Хлороводород
7.2.2. Хлориды
7.2.3. Гипохлориты. Хлораты
7.2.4. Бромиды. Иодиды
7.3. Халькогены
7.3.1. Кислород
7.3.2. Сера. Сероводород. Сульфиды
7.3.3. Диоксид серы. Сульфиты
7.3.4. Серная кислота. Сульфаты
7.4. Неметаллы VA-группы
7.4.1. Азот. Аммиак
7.4.2. Оксиды азота. Азотная кислота
7.4.3. Нитриты. Нитраты
7.4.4. Фосфор
7.5. Неметаллы IVA-группы
7.5.1. Углерод в свободном виде
7.5.2. Оксиды углерода
7.5.3. Карбонаты
7.5.4. Кремний
8. Теория строения, многообразие, классификация и номенклатура органических соединений. Типы химических реакций
9. Углеводороды. Гомология и изомерия. Химические свойства и способы получения
9.1. Алканы. Циклоалканы
9.2. Алкены. Алкадиены
9.3. Алкины
9.4. Арены
10. Кислородсодержащие органические соединения
10.1. Спирты. Простые эфиры. Фенолы
10.2. Альдегиды и кетоны
10.3. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
10.4. Углеводы
11. Азотсодержащие органические соединения
11.1. Нитросоединения. Амины
11.2. Аминокислоты. Белки
12. Химические реакции. Скорость, энергетика и обратимость
12.1. Скорость реакций
12.2. Энергетика реакций
12.3. Обратимость реакций
13. Водные растворы. Растворимость и диссоциация веществ. Ионный обмен. Гидролиз солей
13.1. Растворимость веществ в воде
13.2. Электролитическая диссоциация
13.3. Диссоциация воды. Среда растворов
13.4. Реакции ионного обмена
13.5. Гидролиз солей
14. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
14.1. Окислители и восстановители
14.2. Подбор коэффициентов методом электронного баланса
14.3. Ряд напряжений металлов
14.4. Электролиз расплава и раствора
15. Решение расчетных задач
15.1. Массовая доля растворенного вещества. Разбавление, концентрирование и смешивание растворов
15.2. Объемное отношение газов
15.3. Масса вещества (объем газа) по известному количеству другого реагента (продукта)
15.4. Тепловой эффект реакции
15.5. Масса (объем, количество вещества) продукта по реагенту в избытке или с примесями
15.6. Масса (объем, количество вещества) продукта по реагенту с известной массовой долей в растворе
15.7. Нахождение молекулярной формулы органического соединения
Ответы

Здравствуйте.

Подскажите, пожалуйста, рекомендуемые учебники для поступления в медицинский ВУЗ по биологии и химии?
Прежде чем начать подготовку к экзаменам на будущий год, хотелось бы определиться с учебниками. Школу закончил очень давно, придется готовиться с нуля.
Исходя из того, что пишут на форумах, больше всего цитируются нижеприведенные учебники.

ХИМИЯ:
1). «Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы.» Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
2). «Пособие по химии для поступающих в вузы.» Хомченко Г.П.
3). «Химия. 8-11 классы.» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
4). «Репетитор по химии» Александр Егоров
5). «Сборник задач и упражнений по химии.» Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
6). «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов.» Пузаков С.А., Попков В.А.
7). «Решение задач по химии.» Белавин И.Ю.
8). «Задачник по химии. 11 класс.» Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.

БИОЛОГИЯ:
1). «Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.» Профильный уровень: В 2 ч. Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
2). «Биология полный курс» В 3-х томах (Анатомия, Ботаника, Зоология). Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
3). «Биология. Для поступающих в вузы» Владимир Ярыгин
4). «Биология. Общая биология» В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова
5). «Биология. В 2 томах» Под редакцией Н. В. Чебышева
6). «Анатомия человека: Учебник: в двух книгах» Сапин М.Р., Билич Г.Л.
7). «Биология. Анатомия и физиология человека. 8 класс. Углубленное изучение.» Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г.
8). «Биология для поступающих в вузы» Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, И. В. Рачковская
9). «Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» А. А. Каменский, Н. А. Соколова, М. А. Валовая
10). «Биология. Пособие для подготовительных отделений медицинских институтов» Н. Е. Ковалев, Л. Д. Шевчук, О. И. Щуренко
11). «Готовимся к экзамену по биологии» А. Г. Лебедев
12). «Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам» Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова

Подскажите, если не трудно, какие лучше учебники покупать, чтобы поступить?!
Очень переживаю, что потрачу время на ненужные книги и тем самым просто не подготовлюсь должным образом. Помогите советом. Пожалуйста!

С уважением, Александр Строкин.

Отпишусь по поводу химии.
1 и 5 практически полностью повторяют друг друга, но очень хорошие. Возьмите 1 - там подробнее теория описана, задачи те же, что и в 5.
Насколько я знаю, в 2 уровень заданий не очень сложный, попроще, чем в 1.
3 - обычный школьный учебник. Если справитесь с уровнем теории из 1, то, наверно, можно обойтись без него.
4 - не встречал. Пугают книжки с таким названием:)
6 - уровень примерно тот же, что и в 1. Хорошая книжка.
7 - не встречал.
8 - задания простые, но очень много однотипных. Хорош для того, чтобы набивать руку на уровне школьной программы.

Надеюсь, мой ответ будет полезен. Удачи!


Александр Сергеевич, спасибо за ответ! Скажите, а какие лучше задачники по химии купить? Отдельные для средней школы или специально для ЕГЭ?
Напишите, пожалуйста, ВАШ РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК УЧЕБНИКОВ ПО ХИМИИ И ЗАДАЧНИКОВ (УПРАЖНЕНИЙ) ПО ХИМИИ. Чтобы я смог окончательно определиться. Очень буду Вам признателен.
К сожалении, написал этот вопрос на многих форумах, но ответов пока ни от кого нет. Я не знаю, что мне делать. Время идет, я боюсь не успеть и топчусь на месте.



Уровень нулевой! Я вообще все забыл. Сегодня просматривал пробные задания по ЕГЭ за 2012, 2011, 2010гг. по химии и биологии, так я вообще ничего не знаю. Реально почувствовал себя дураком! На 5% только помню ответы. И по биологии и по химии - одна и та же история - ноль!
Школу закончил в 2002г. И судя по всему, при поступлении в ВУЗ, мне можно будет сдавать либо ЕГЭ в ВУЗе, либо просто Экзамены, которые этот же ВУЗ проводит самостоятельно. Одно из двух, короче. Здесь я вообще в растерянности. Как лучше готовиться? Что лучше сдавать при поступлении - ЕГЭ или Экзамен от ВУЗа? Мозги "затачивать" лучше под ЕГЭ или, просто решать задачники и все? ЧТО ДЕЛАТЬ?!


ЕГЭ более понятен и чётко структурирован, внутренний экзамен - вещь в себе.
Но если всё забыли, то по этим предметам самостоятельно подготовиться - проблематично, нужно, чтобы кто-то Вам помогал, направлял, проверял решения, отвечал на возникшие вопросы, уточнял некорректности, объяснил подходы к задачам. Решать химические задачи по образцу - бесполезно, они очень несложные, логичные, но эту логику надо почувствовать.
И менее года я бы не оставляла на подготовку.
Скажем, мой курс подготовки к ЕГЭ разбит на 35 больших серьёзных тем. Вот и считайте))


Александр, раз уровень совсем нулевой, по химии очень рекомендовала бы учебник Е. Е. Минченкова за 8 и 9 класс.
http://www.labirint.ru/books/280907/
http://www.labirint.ru/books/280910/
Он очень доходчиво написан. Самые азы за лето вспомните, как теории, так расчётов.


Два года назад, когда моя взрослая ученица после мед училища сдавала внутренний экзамен во второй мед., он представлял собой практически тот же ЕГЭ, только усечённый. Даже задания из банка заданий ЕГЭ были. Как сейчас, не знаю.





Если нужен учебник, то, конечно, Кузьменко, Ерёмин.
Задачники Пузакова и особенно Белавина для ЕГЭ слишком высокого уровня, зря потратите время.
Хотя Пузаков и хорош, но для других целей. Если будете сдавать профильный экзамен - тогда да, берите Пузакова, но ещё лучше - сборники Конкурсных задач МГУ.
Для ЕГЭ же лучше всего подойдут пособия Доронькина (для частей А и Б, и отдельно часть С) и Асановой. Они, разумеется, имеют опечатки и некорректности, но для работы оптимальны.
http://www.labirint.ru/books/351705/ - часть С в полном объёме
http://www.labirint.ru/books/350553/ - тематические тесты, часть А и Б
http://www.labirint.ru/books/269618/ - органика по темам в структуре ЕГЭ, очень полезная книга
http://www.labirint.ru/books/238816/ - общая химия, тоже тесты и задачи, по структуре ЕГЭ.



По биологии
1) Если говорить об учебниках, то можно взять:
по ботанике - Гуленкова, Еленевский "Биология: ботаника 6 класс"
по зоологии - Никишов, Шарова "Биология: животные 7-8 (или7 класс)"
по анатомии - Батуев "Биологич: человек 8 (или 9 класс)"
по общей биологии - "Общая биология" в двух томах под ред. Бородина
2) Пособия - №12 из Вашего списка или Д.А. Соловков "ЕГЭ по биологии: практическая подготовка"



Еще есть пособие "Биология. Школьный курс за 100 часов" (Е.А.Солодова, Т.Л.Богданова). Оно сделано непосредственно для подготовки к ЕГЭ. Чтобы набить руку на тестах по всем разделам школьного курса - сборники тестов для 6.7.8 и 9 классов (Е.А.Солодова. Тестовые задания.)




Уважаемый топикстартер, мой Вам совет - возьмите книжку Егорова "Репетитор по химии" и читайте с самого начала, уровень ЕГЭ эта книга полностью перекрывает, написана доходчиво, с примерами и тестами, для отработки материала используйте ФИПИшные тесты, коих продается очень много, да и в сети есть эти сборники.
При всём уважении к учебнику Кузьменко и Еремина, для ЕГЭ он избыточен, особенно когда Вы начнете его читать, то увидите - авторов заносит на ненужные для ЕГЭ темы. Учебник Кузьменко и Еремина незаменим, если Вы поступаете в химические ВУЗы, где придётся сдавать внутренний экзамен по химии. Если Вы поступаете в медицинский ВУЗ и судя по старпосту у топикстартера осталось очень мало времени и очень слабый уровень, то Кузьменко-Еремин его не спасет, а только потопит. Надо реально оценивать свои силы.






Небольшое дополнение про Егорова. Берите именно ту книгу, о которой писали в пункте 4.У него вышла еще другая, со словом "егэ" в названии. Её любят предлагать в магазинах вместо первой, но там отсутствуют многие необходимые темы.


·. .·:.::·:··: ·:·..:.. .. .··::.:.:.. ·: ::·.::··:. .::.:.·· . ··..:. ::·:·.::.:·::· ··.·:·.·. · ·:.....··. ··..:.., ·:.·· · .:...: .·..·:· ·:··:··: :.::.·:. :...:. .·:..:·...: :··.:·.. ··:··:: .··:.· .::..·.. · · ·.·.:··: :..··. ··. :.:··.:::. ·.::.:..: ·.·::...··
·: .-.·%,
·. .:-::%,
·· .·-::%,
:·:.-:·%.
. ·:... .···.. :·..:... .·:· .· ·.:· ·::::.··. ...::··.··. :·.··· ..·:·..··. : ···: ·.:...: ·.::. .:.:·.·. ··:··::..:·:..:, :·.: ·.·.:.·:··: :·, :.·..:..::· ·, ·.:::...:.. , ·:::··:...· ·:.:··, :.·..:..... , :..::··:. ::·:·.·: :·.·.:.:·.: : .···. .·:.:.::: ··:::.··, ·. :.:··.:.·:: ·· ·::..:·, ::.·:·:.:: . ..::··. :.. ..·::·· .: . ·: ····. :::::
:: :,. ·,
·. .,. ·,
.. :. .,
.. ··:.
·. ·.:·.:. :.·::.:: ··. ::.····:. .::...·.:·:··:..·: .·.·. :. ..··:::·:, ::.:::·:...··..··. . ::·::.···· ··.·.·::.··: ·..:.·. :.··:···:·: . ::·::··..: ·.:.·::.:· ·:.··::::.:: . ··:·· ·:.:::.. .: :.:.··:·::·::::· ·.·:·:·::.. .:···.:·: .:..···· ··.:.. .:·..:·.··
:·:-·· %,
·: ..-:· %,
.. ·.-:: %,
.· .:-:. %.
:. : :::.:·.:·:: · ·..:··...: ·:::.··: .·::.:.::··:···:...·::... ·::·..·.· ··:··.·.·:. .: .:.:···.: ·::·.
·: :.::..:·,
·: ··::··.: .·..,
.. ···:... ······:,
. . :..::::.

·. . .:.::· ·:·....:· .:...· .·..·:· ·:..:··.·: :··::...:.. ··::·::.:, :·.·:::, . :·:·:··.··: .. .· ·::···.:·. : :··.::·.· ·:::.::: :·:.···:· ··:·:·::··. · ·· ·:·:·- . :::·::.:.:. ... ·..·.·.:.:· ·.
·.·::.·.· ·: ·:·:::..: . ·:.··::.· · ·:.·: ..··· ·..:·:::.:· , :.:::.:.·· ·.:·:·:·:, ·.:::.::·, .·.:.:. .·:··.:: .·... .·:····:·:: .. · .·. :··::·.·.
.: ::·..:.,
· . ·.··..,
:. :·.·.,
.· .:..
.. ·: :·.::: ·..·.. ·
:: .···.··..·: . : .·.·,
.: ::.:::::·:. : :···.:.:.·: ..·::,
.. ..·.::.···: : . ·:·.·,
:. .::....:... . ·:·:.::··· .·:·:·..
: . .·:·.···· ·.:· .·:.:·.·.. :·:····:.·. .·:.:::::: :·:·..· ·::::, .·...:.: ·:::.··:··, :·....:·:: ::..:..·.·: :::·:.··.·. . :·..·:...: ::·:.·:·:·:·::.··.·· ·.:.:·
.. ...·,
:· ..:··::.·:·:··,
.. .:::..·::·: .··.· .:··.··:..: : ·::..,
·: ··.··..:·.
:. .:.·:·· .. :....:::·:. ·::··::.: ..··.:·:: . ··.·.···:.· ··::.·. ·...:. : ..··..: ::·· ·:.:..::·:: .. ..:.:·.:· .:.·.:.· · ··:··:·.:: ·...: :.:·:.. ·:·:...::.· ...:: ::···· .··:.·:::
:· .··.::::·,
:. .··..:,
.. ··:.:··:,
.. ·:··.
·. : ·. ::·:·:..: .·::::·..·. :·..: . ·..:.:·:... ..·... ·:.··:.. ..::·.:.... : ·.··.::..:. · .:·::.·. – :.·:····:· ·.·:·.:·. . ·:. .· .··:.:·::
.. ··.::·,
·: ::··... :.. ..:..·::::. ...·::··,
:· .·.·..·.,
·. .:::::. : ·..:·.::·.· .· ·:..:·...

·.. :·:· ·.::..·:·.: :·.·.::, ..··:··:: .·· «.:.·:·:.: ::·:·:::::: »
·. ·:.·..··..,
:: · .··:·.:.··. :·,
:. · ·:·::·:::.. ,
.· . :··:···.··· ·.
·.. ···: ..:. :·::·:·... .·: ·:·.:·.··:: ··:.::.:·:· .:: .··:·., :··:....:·: :····.·-..· ·.:: :.:.:..·:: – ·:::::·.::: :. – :.:·.·..:.: :. ..·.:···. ···::··..···: ··:·..:·. .:·.··.: . .:··.:.:.:. .·.. :··:.·:...· , :::.··. ··:.:·.·:.:·::.·:·::·:·::, · ..· ·:·.·:·::·· ·:..::·::·. . ·..·.·.:.:: · ..·:··:..: .:.· ··:·:·..··:
.: .:·.·:: :·.·::,
.· .··. ·:..::..::: ,
·: ·::.·...,
:: ·:·.·....
.·. .· .·:·.:·::.· .·.··. :.·.: . :.:.: : ·:..:. ..·. .·..· ·:·:. :· ·:·::: :.::.·::.:· ·.·
:·:··:·..·,
·· .·:.::.:·,
·· ·:.:·.··... ::·.,
:· ··..·:.:··. .
·.. : ::·.··:· «···:::» · .:·...:::-· ·.::·...... · ·.....·:· ·..·:··.·::······:·· · ·.·.·.. ··.·::. ...·:.: ·.·::···:·· ..:....:·.: .: .·:..·.··:: ..: ·.:·:...·.. :., : ·..·.·... :·:.···:.:. . ·...·:.:: ··:··:..
. ·:·.·:.:,
· ·:.··,
·: ..:..,
·. ::.:.
::. : ·::::·::::: .···.· · ·:..:.:··: :.::·:.· . ·:··.·.·. :::.·:::·: .· ..:·:.::·: ::::··..·
·. ·.::.···.. ..·:··,
.: ·:..::.: ..·.::::..·: ..·.....·,
··:::··:.:.,
·· ·.·::.:·· ·:::..

.·. :·:·: ··: – .·.:·:.·.:: ·:·..:·:· .:·.··:.:.·::: .::::·:·:, .:..: ·:.:.:...:: :··. · .::.:··: .::·::. ··:::· ··:.·:.: :.:: :·.·: ···:: . :..::··.::. ·:·:::.:·:· ·.·.:.:..: ::·...··. ·.:·.·:: ···:.··:· . · ··..·.·:·
.. ..·:. ·....:.,
·: ..··:. ·.:::.·.·,
.. ··.:·:.:: :.:.::.,
: · ···::·.
·. . .:·...··. ··· .··:: ··:.:.·:·.. :.:.:·.:·.: · .··....···. ·:···:·:.·. ·::·:·::.::· · .···.: ...··:. ::·:.::.: ··:..··.·. :.·.·: .·...·, :·: .:·. ··:··:.·:.. .:·.····: :·.., :.· ·.::·:. .: .·..·:..:.· . . ·.:·:.·... ··:·· ··::... ..·.·..:. .·.:.:::::: . . :·..:·::·· ·.::·: :·:::: ::·::
:: ·...·:.:. .:.·:,
.: ::·.:.:...: : :.:·.,
·: ···::·:.· .·.:·,
·. .::.:· .··..
:·. ·.:·:, :.···..::·::···:·::.: .·:·.:·.::.··:·..·., ·:··.·:·:::·:..
.. ·:··. :· ..·:·.: :·:·::.·:,
.. ··.::· ·.:::.·,
· . ·:·..·:··.: ,
.·:.:.··:.·.
:.. ·::·.: ··..·:::·.·. ·:...·.::·: ·: . .··.:··
:: .·:·::,
:: :·::..,
:: .::·:.·,
: : ·.·· ··.:·.·.
·:. ·:... :. :··....··: :.:.::.·.·: ·. :..:·:. ··. ·.·..·:.. ·.·::.:.:. ....·..:.
:·:··:::.·:,
.. ·::··....:·:: ::.:::::·:,
.: ·::·:··:·:·:·:::::,
: . .·.:.::..:. :.·.
::. ·:·:.:·· .:.··. ··.::.:·:.: ·.·:::. :.:.: ···. .::·:··:·· ·:..:·.··:: .:··:· «.....»·:..:·.::

:· «·::»,
.. «·::::·:.»,
:. «:.·:·:»,
:: :.·::.::·:..··.
... :·.··:···. . .::·:·.···. · ··: .::.: ·.·.·:, :..·. : :.·.::.:. . .··....·.··: :...::. .·..·.. .···.· . :·:.·:, ·:··:.: :·::...:··: ···. :..:··.:.. :.·::·, .:··.:. ::.·.::
·· ·.. : :.: : :..,
·: ·.. : ·.. : ·.:,
·. :.: : :.: : ..·,
.: :.: : ·.. : :.·.
:.. · · ·.:·: :·.::·· . .:··:..· ·:.·..· «..::..·.:. .··-:···:··::··::.» .::..:·. . ..·::·
.· .:··...·.:· ·.·,
·: ::·:.··:::. ·.,
·· ··...··:::. . :·:· ·.....·::: ...::: ·::·:,
:. :.. ·::::·:·::::·.
... ::·...·· ·.:····:.· ·:·...: ·.·
:: :..:·:.::·: · ··.·. :·...... : ..:::·:...: ··:·· .·.···.·,
.: ·::::·:·:.. ··: :···.:·.,
·. ·::.···:.. :··.·.·.:·· ·. .:·.:.:,
. . ··.·::·:.·: ..·.:: . ··:.::.::·: .·.· .:·...::.
:.. ·.:.·:· . .:.····:.· .:.·.:·:.:
:·:.·...···.: ·:·.·: .:...:·. · .::·:..::.: ·.... ·::.:...,
·: :·.:··:····:: : :.·:·.:.,
:. ··....:·:. ·::·.·....· .· .::.:·:,
. · ·.:::·::.·· .::.·· . ::::::..·.· .··· .:.:.::..
·:. ..::·:. ·: ···::.:: . .:.··:... .:...·:: ·::...··:.:. ·: ..:·.··:
· ·::::···.· ·:·:,
:·::·.·.::.,
.· ..·. ·.:.·:..·.·: ::.·.·.·:·: ,
·. :·:::····: ....····.·: :, ··:.·.:···::.::..· ..··:.:.::·::· ···.:.
.·. ·.:..:·· ..:·::· . .:.·.· ···.: ·::.

.· .·::·:::... .. ··..·.:.·:. .·:·.: ::·:··:· ·:·:::·.··..· .:.::.··.·. ...:··:·.·,
:: :···.·,
:· .:·:::: ···..., ::..., ..·..· · ·.:.···: :: ·.:··.·:..· ·:,
·: ·.. ·::·:: .·:::.
:·. ::::.:·:·: ·::·: .·.:::·..· ··:.:··:··
:: .:···:..·:· · ·..:·:... ..·:··.·. .·.::··:·:·:..,
··:·:::.:.. ·:·····,
: : ::..·:...:. ...·.···.·· ·:.··..: ::.·.::.·.: .:: ··:: :·.·.·.:..,
.·:·::.··:.:·:·..·:·: .·:.:·:..
·:. ·:·..···:.:: .·.:.·· . ·.··:.:·· .:.··:·. :·.··:..·:·
·. .·::.·. : ···.·:···,
·. ::.·::: · .·:··.::·.· ··,
:· ·:·.:·: : :.·:···:..: .,
.. ..····.

··. :···:..: .·.:··.·::· .·.·.:··: ·.· ·..:··::
: ·:·:.·: . ..:··..
.. ::····:.:.. ::·.::·..:. . :·..:.·::.·
.·::.·.. :·.·· ...·::·..·: :·· .····:.·...
.· ·..·:· ·:..:.

.:. .·::···: ·:.·· ··...·. ::. ·:::.:.·.·· ..··..· ·....···:::
·. .:::·.....· ·.:.·: ··.·..·..
.. ··::·::·.·· .·:::: ...·:.·.·
.. ·.·:.:·.··. :·:··: .::·:··.:.: ·
:. ··::··:···: ·::..· ·:·:··..·

... :..:.·.. :.:..:...:. ·.·.:·::· ..·:::.:.:: :.:·:
·· ···:: ·:··.·:.·:·:· ·::··.:::
:· .:: ·. .::·.·.· ··:.:.::·
.: ·:. ·. ::::::. :.:...···
·: .·: .. .:::.:·::····..·
.· .:. .: .:·.:·:.:··: ·.:.:.:.·
.. ·:: .. :.:.:
··. .··:.··. .::..:·:.··::..·:··. ::· ··.·:

.. ·.···
.. ·:: ·: :.::.··, ·:··.
:: ·.: :. .:.·.

... ···:: :·: ·.·...:.·:: .:.::··:·..::.·:. ::·:·.·. · ·:.. :···:··:·. ·:·:.·.... ···.·?

: : :.··:...·
·· ·:...:::::·
:·:·..::.·:..
·. .·....····. ::·.

.:. ..::. ·:: ··.·.· ·.:·..·.: ·..:.· .. :...::: ·.:··:.:.?
··:.:.··:·..·
·: ...·..·:..:.
·: .··.·:: ::::.

:. . .·.·: ·.·:.· .:···: ·.:. :..:·::::·: :· ·.·.:.?
·: ·. .:.:. ·,· .
.. .· .··:: · .
:: ·: .···. :,· ·
:. .: ..·:: .,:· .

·.. ::··:·: .·..··.·::: ···.:·.·. ... ·.::::·: .:·.·.:
:: .·.·.:....: ·:
.. .··:.:.
:·:·.:.
.. ·····:::.:
··:··.:.·-.·. :
:: ::.····:·:

::. ·::··· .:·· ··....· ·..:····:::·.:· ····::.: ·.·..·. . ···. ·:··.:.?

·. ...:·· ·:::.:
:: .··.·: ::.:.·
:·:·...· . .:..::

··. ···:·..· ·:.:·::··.·:.···..:· .·: :·:.:
·. ··.:··· .··
.: :·. . ·::.·.··::. ::
.: ·.·:. ..·.··:.:
·: .·:.::···. ·.·
·: .:·:.::.. ..:

:.. .·:·.:··::·...:···: ····:::.· .·: ·::....:
. : .:..:·::
: ·:··.:.: :.-·· ..:.·.
:. .·.::·: . ··.:·.·.:
·· ·:·:·.·: ·:.···:

:·. .·:.. :·:: ./. ::·.·. · ·.·..·:·.::·:..·. ::·..:: ::.::··:: :.. ..:.:..?

·: ·.:.:·.· ·:·., ·.:.·: : :::.:·, ::: .·. ·
:: ·:·.··.. ::.:, ··.·:: . ..·:., :·: ·:: :
·. ..:·::: ::.·., .:.·.. : ·:::., ::· ... :
·: ·...:.. :·..:, :.·..:: ··.::., ·.·:.. ·

··. ::: ·:.·. :.:.... ··...-:.··: ·:: ·...· ·. ····::.. :..:.·:.·:.:::. ·:.:.·:.·.:·.. ······:.. ... ·:.:?

.: :·:·..··.·. ..!
.. :: ·:···!
·· .::.·:.:!
·: ·..:·· ·:·..··· .··:·:·!

·.. ·:::·. .· .·.·: ··:. ..:·:·: ··::·.· ...···:::·. :::.:·:. ·.::::..··::.:··. ··· ..·.··::.: ···:?

:. .· ·
.: ·.,. :
·: ·· ·
·. :·,. .

·:. ··:.· ·: ·.:····:·.. : .::·.:··.:· .·:: :·.:::. · ·.: .:.·:.:··. ·:·::, ··:..·, ··:: · .... :.::·.···:.:...·. :·:··:.. . ..:::::.·:: .·: ·· ·:·.:·.:.?

·. ··.·
.: ·.:. :·..·::
.· ···.·::·..· .. ·.:..:·::· .:...
.· ·... :::·.·
.. :...···:·.·:: ..·..·:
:. :·.·..·: ··.·:...·..

·.. .·.·... .::::·., ·:.·:·: ·: ·:.:·. . .·.:: .:·.:·.: ·:.:·.·:.::..····: ·:· .:..·:

·: :·:·.. ..:·.:.
·: :.:..·:··
:. :·::.:·.·.. ·:.:·.:·
·. .··.::...·
.. .·:·.:·::·

.:. :::..:. ··::··:··:. ::: ::: ·..:.··.:·: ··: :::·:
.: ::·:::····: .. ··....·.. :·.
.: ·:····:..:: ·. .····:···: :·.
:. ..·::···:·· .. .:··:.·..· ·:.
:. :.:·..:.·.. :. :..:·..:.:. .· ·..

:·. .:·.: ·:···: :::·..:. .· ·:·:: .: ··.··:·:..: .·:·.···:·: ?
·: .·.:.·: .···:..·::· .: :.·::· ·.... ···
.: ..:·... ·.····.:... :·:.·... .·.·.: :.:
:. :..·:·· ..:.·:·.:·. ··::·:..·.
:: ..::··· . ·.·::. ·: ···..
:. ..:·::·:·.:·
·. ··.:.·· ·..:.

:·. ::. .·:·: .:·::···.:·::..···:.:.. ·.·.·.::: ·.···.· · ·:::·:: : :::..::.., ··. :..·::. ···.·: ··.·:.: ::··:· ·:·..·?

·· ·· -·:::·;:
:· .: -·..:.;·
··:: -:·:·.;:
.·:: -::···;.

·:. ··.:·.. ..:::··.:.: ·····:.·. ::. ..:·.: . ·:.·.: ...·:·:
.· .:::.·::·: .:·..
··:·:·::.:. ·::··
·· .:··· .·.·:
.: ::··....·:..::
.: ..::.· .:.:·

.:. :.·::.::: .::··.·:·::..·., ::··:..:·. ::.:::, ··:··. ·..··:..·:·· ....:.:: :.. ··.:·?

: . ·:·...··:: :..:..::
· . ::···:·.·:· ·
.. :.····.: .::·:, :.·:·: :·. ::... ·::·.
:: :·:..·:: ..·.., :.:·. : :·: ·..:: :·::::
.. ·:.::·: ·.::.: . .··.: ::...·. :·.·:.: .··:..:

·.. ··:·: ·.:· .:·.·. :·...···: ·:·. ..:··: ·..::··.:?
:: ...:: ·:·..:· ·:·:::.·::
·: ..:··: :·..:.
:· .::..: . .:.·.: · ..:.:··..
··:·.:: : ·:·::.·:.·..·:.

... .··:::·. :··:·... ·..::·..:. ·:.:·.:.·: :·.·.···..: :
·· ..·.::.:·: .:..:· · ·.·:.:::·:· .. :·..::..:.: . :·.·..::;
.. .:··:.:. ·:····.··:. :·. .:: ·. ..··..::.· .:··.·::::;
:·:·.·:.:·. ., ·:::·:··::. : ::.:.:··.·:: ..::::..::;
.: ·.·:·::: :..::..··::.·:·····.

·.. :.:: ::.:·.. :·.:···:: :···..:::: ··:.· ·:·:::.::. .··.·:.::. ·:.·.:.·.·: .·.·.·:: ·:··:., .:.:·:. :.. . ::·.:. ..:·., .. ·. ::.:::, ·. :·· ·:.:...:.:. :·.:, :.. ·.·.·.:·:

.: ..·. : ·· .:.:··. ...:·.:··;
·: ..····:·:.: ·:..··:·.: .:·.···:... : ·::::;
.. :·:·..::.·:···.·:, ·. .. ·.:.: ··:.·..·.;
:· ·.···:···· . :: ··:· ·.:.:·:·:.

::. ..:·······: ·: ·:...·:... ..·:..·::: :·::. .·:.·.·..· ·. ·..·.·· ..:·:::.: :··.:.::::. :::···:, ···.. ..:.::· .·.·.. :..:·:·. ..·..·: :..··:·.·:. :· .·...··:.·:
·· .:·-.::-··: :.·: ::..:·;
.. ···-:·.- .·::·: . :...:·;
·: .::-:.·::·.:: : :::.:·;
·: ·:··: ·.· .:·.:: : ·.·:··.

... ··:..:::: ·.·:·:·: ·.:.·:.. .:···.:···: · ·.·...:·: ·::.:···.:. :
.: ::.·.·:.... ··:·: :·....:···: ::.·. ::....::·:. :: ··..:··.;
.. :·:.·..·::· ·:. :.···:.·.:: . ·:··.::.:··: ·:.···.;
:·:····..···. : ..:·:·: :.:.·... . :::·.·:·:·;
.: ::.:.::.:··:.:· .·:.·:.·..· ·· ·....·.:·..

·.. .::·:·····: · ·.·.::.·:. :.:. :·:·:.·::.. ::· .···.. .·.·:
.. : ::.:··....: ··. :···:.;
·· ..::·::::.·: :·:::·;
:· .:..:·.::: ..···.;
:: .:·:..:·.·: .·:.·:.

·:. .:··.:·: ··:· · ..:·...··::·: – ..: .:..::....
:· ·:·..:··::. · ·:··,
:· .:.·:···.· .:·.,
.: :·.·..·:.:·.:··.·. :,
·· .·: ·:::.: ·::...

::. :.:·::·· .:. ::·..:·:...·:. .:::.:, ··:··.·::·: . . .:::·· .. ::::::··· ··..:·:.· ·.:·.:.·.· ..:.::·.··::·:···.·. ·.·
.· .·:·:·. ·:.:··.:··
.. ···..::·... . ..::··.···,
··:.:::..···. :::.·..::.,
.· .:.:.:.: .·..·.·::..

:.. .·:·: :·.·::..·., .· .·.:.:.·.: ::.:.:·, :...·:.:::. .·: ....:·.: ·.·:··.:·:·:

·. .·.·: :.::::·.· ·:.·::.:·· .·:·.··.::,
:: ·:.·:::..· ···.::::·.·::.::: .·.::.::..· . ::: ·:.·:.:.·:: ,
:. ...·::.·. ::·.....:·,
.·:.::·.::::·: .···::.:::.

·:. :·:.:·: .··.: ·:, ··..···.::: .·:, ·.:.···:.: :::··.:·:·..·:..:. :
:. ·:···:·::·. .: ·:·.::·:. ·.··:··:·.. · .·:.:·,
·: .·:·..:. ··::···,
.: ::····.: ···:··.,
.. ::::··:·:.· ·: ··:.··:.

··. ·..·:··..:. .··:·.···.:: . :·:::· – :... .: ···.···..:. ·:·..:. :.····..·:. . :.:·····.·· .···. ::·:··.·::: :.: – ::·:. :·.:.:·. ··
·. .: ....·: :.··:,
·: ·· ·:::. : .:·::,
.. .· ..:·: · .·.:·,
·. .· .:.:: · .··...

:·. :·.··.:·: :::.....· – ::·:.···:.:·..· ···.::::. : ·... .:
:. ..· .,
·: .·: :,
.. :·: ·,
.. ···.· ·.

::. : :..:··.· .:·..:·.·:.·.:·.··.. :·::·.:: ·. :::..··.·
.·:·::: ..:.,
:: .:·.. :..·,
:. :..·... ·:.::·.:· ·::.··::.: :·..:,
:: ::.:·::.·:·:.:.: ·:::·· ·.·...

.·. .·::..:::: :··..:.. . :.::.·:.·: ·.:·::.·:·· · ·::·..:: – ::.::··.·.. ::·.:·: ·.. ::·.:.·:···::.·: ··.:... :::·····.· ···.·:·· ·.:·...·.··:. :.·.:·::·:·.·:::: .:.::··. .·
·: ::..·: :··:·,
·· ··..:.··: .::.·,
.: .·::· ·.·:.,
:·:::·..·.· ··..:.

:.. ··.·:·.: .:·.· ···:· ·. ··: ·:.:.::.: :·:::·.·:. :.·.·:.:·. ....:.:. :··.·.·, :··:·::·.:·.:·:. .····.. :.:·.·:.:.. ··:··::.:..: ·.::·:.: .·.·.·.: ·.·.::·:·.:
:. .···.·.::·: :,
:·::..:·:.,
.· ..·.:··:,
.: ·:·..
.· .,.,:,:,
.·:,:,.,:,
...,:,:,:,

Р. А. Лидин

Химия: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Предисловие

Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.

Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.

В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.

Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

1. Распространенные элементы. строение атомов. Электронные оболочки. Орбитали

Химический элемент – определенный вид атомов, обозначаемый названием и символом и характеризуемый порядковым номером и относительной атомной массой.

В табл. 1 перечислены распространенные химические элементы, приведены символы, которыми они обозначаются (в скобках – произношение), порядковые номера, относительные атомные массы, характерные степени окисления.

Нулевая степень окисления элемента в его простом веществе (веществах) в таблице не указана.

Все атомы одного элемента имеют одно и то же число протонов в ядре и число электронов в оболочке. Так, в атоме элемента водород Н находится 1р+ в ядре и на периферии 1е -; в атоме элемента кислород О находится 8р+ в ядре и 8е - в оболочке; атом элемента алюминий Аl содержит 13р + в ядре и 13е - в оболочке.

Атомы одного элемента могут различаться числом нейтронов в ядре, такие атомы называются изотопами. Так, у элемента водород Н три изотопа: водород-1 (специальное название и символ протий 1H) с 1 р+ в ядре и 1е - в оболочке; водород-2 (дейтерий 2Н, или D) с 1р+ и 1п 0 в ядре и 1е - в оболочке; водород-3 (тритий 3Н, или Т) с 1р+ и 2п 0 в ядре и 1е - в оболочке. В символах 1Н, 2Н и 3Н верхний индекс указывает массовое число – сумму чисел протонов и нейтронов в ядре. Другие примеры:

Электронную формулу атома любого химического элемента в соответствии с его расположением в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева можно определить по табл. 2.

Электронная оболочка любого атома делится на энергетические уровни (1, 2, 3-й и т. д.), уровни делятся на подуровни (обозначаются буквами s, р, d, f ). Подуровни состоят из атомных орбиталей – областей пространства, где вероятно пребывание электронов. Орбитали обозначаются как 1s (орбиталь 1-го уровня s-подуровня), 2s , 2р , 3s , 3р, 3d, 4s … Число орбиталей в подуровнях:

Заполнение атомных орбиталей электронами происходит в соответствии с тремя условиями:

1) принцип минимума энергии

Электроны заполняют орбитали, начиная с подуровня с меньшей энергией.

Последовательность нарастания энергии подуровней:

1s < 2c < 2p < 3s < 3p < 4s ≤ 3d < 4p < 5s ≤ 4d < 5p < 6s

2) правило запрета (принцип Паули)

В каждой орбитали может разместиться не более двух электронов.

Один электрон на орбитали называется неспаренным, два электрона - электронной парой:

3) принцип максимальной мультиплетности (правило Хунда)

В пределах подуровня электроны сначала заполняют все орбитали наполовину, а затем – полностью.

Каждый электрон имеет свою собственную характеристику – спин (условно изображается стрелкой вверх или вниз). Спины электронов складываются как вектора, сумма спинов данного числа электронов на подуровне должна быть максимальной (мультиплетность):

Заполнение электронами уровней, подуровней и орбиталей атомов элементов от Н (Z = 1) до Kr (Z = 36) показано на энергетической диаграмме (номера отвечают последовательности заполнения и совпадают с порядковыми номерами элементов):

Из заполненных энергетических диаграмм выводятся электронные формулы атомов элементов. Число электронов на орбиталях данного подуровня указывается в верхнем индексе справа от буквы (например, 3d 5 – это 5 электронов на Зd -подуровне); вначале идут электроны 1-го уровня, затем 2-го, 3-го и т. д. Формулы могут быть полными и краткими, последние содержат в скобках символ соответствующего благородного газа, чем передается его формула, и, сверх того, начиная с Zn, заполненный внутренний d-подуровень. Примеры:

3Li = 1s22s1 = 2s1

8O = 1s22s22p4 = 2s22p4

13Al = 1s22s22p63s23p1 = 3s23p1

17Cl = 1s22s22p63s23p5 = 3s23p5

2OСа = 1s22s22p63s23p4s2 = 4s2

21Sc = 1s22s22p63s23p63d14s2 = 3d14s2

25Mn = 1s22s22p63s23p63d54s2 = 3d54s2

26Fe = 1s22s22p63s23p63d64s2 = 3d64s2

3OZn = 1s22s22p63s23p63d104s2 = 4s2

33As = 1s22s22p63s23p63d104s24p3 = 4s24p3

36Kr = 1s22s22p63s23p63d104s24p6 = 4s24p6

Электроны, вынесенные за скобки, называются валентными. Именно они принимают участие в образовании химических связей.

Исключение составляют:

24Cr = 1s22s22p63s23p63d54s1 = Зd54s1 (а не 3d44s2!),

29Cu = 1s22s22p63s23p63d104s1 = 3d104s1 (а не 3d94s2!).

Примеры заданий части А

1. Название, не относящееся к изотопам водорода, – это

1) дейтерий

2) оксоний


2. Формула валентных подуровней атома металла – это


3. Число неспаренных электронов в основном состоянии атома железа равно


4. В возбужденном состоянии атома алюминия число неспаренных электронов равно


5. Электронная формула 3d94s0 отвечает катиону


6. Электронная формула аниона Э2- 3s23p6 отвечает элементу


7. Суммарное число электронов в катионе Mg2+ и анионе F- равно

2. Периодический закон. Периодическая система. Электроотрицательность. Степени окисления

Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:

Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.

Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.

М.: 2017. - 256 с. М.: 2016. - 256 с.

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Формат: pdf ( 2017 , 256с.)

Размер: 2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 2016 , 256с.)

Размер: 1,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 12
ВАЖНЕЙШИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ 14
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 18
1.1. Современные представления о строении атома 18
1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов 18
Примеры заданий 24
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 25
1.2.1. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам 25
Примеры заданий 28
1.2.2. Общая характеристика металлов IA-ША-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов 28
Примеры заданий 29
1.2.3. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностям строения их атомов 30
Примеры заданий 30
1.2.4. Общая характеристика неметаллов IVA-VIIA-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностями строения их атомов 31
Примеры заданий 31
1.3. Химическая связь и строение вещества 32
1.3.1. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь 32
Примеры заданий 36
1.3.2. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов 37
Примеры заданий 39
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава
и строения 41
Примеры заданий 43
1.4. Химическая реакция 43
1.4.1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 43
Примеры заданий 45
1.4.2. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения 46
Примеры заданий 48
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 48
Примеры заданий 50
1.4.4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 50
Примеры заданий
1.4.5. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 53
Примеры заданий 54
1.4.6. Реакции ионного обмена 54
Примеры заданий 56
1.4.7. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Гидролиз солей 57
Примеры заданий 59
1.4.8. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 60
Примеры заданий 64
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 65
Примеры заданий 66
1.4.10. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии 67
Примеры заданий 69
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 71
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 71
Примеры заданий 75
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов
(меди, цинка, хрома, железа) 76
Примеры заданий 79
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния 81
Примеры заданий 83
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 84
Примеры заданий 86
2.5. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов 87
Примеры заданий 88
2.6. Характерные химические свойства кислот 90
Примеры заданий 93
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 94
Примеры заданий 96
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 97
Примеры заданий 100
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 102
3.1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).
Взаимное влияние атомов в молекулах 102
Примеры заданий 105
3.2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал.
Функциональная группа 106
Примеры заданий 109
3.3. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) 109
Примеры заданий 115
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 116
Примеры заданий 121
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 121
Примеры заданий 124
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 125
Примеры заданий 128
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот 129
Примеры заданий 132
3.8. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) 133
Примеры заданий 138
3.9. Взаимосвязь органических соединений 139
Примеры заданий 143
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ 145
4.1. Экспериментальные основы химии 145
4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии 145
Примеры заданий 150
4.1.2. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ 150
Примеры заданий 152
4.1.3. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы 152
Примеры заданий 153
4.1.4. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы 153
Примеры заданий 156
4.1.5. Качественные реакции органических соединений 158
Примеры заданий 159
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 160
Примеры заданий 165
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 165
Примеры заданий 167
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории) 167
Примеры заданий 170
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 171
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 171
Примеры заданий 174
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия 174
Примеры заданий 176
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 177
Примеры заданий 180
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации 181
Примеры заданий 184
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 184
4.3.1. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе 184
Примеры заданий 186
4.3.2. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях 186
Примеры заданий 187
4.3.3. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного
из участвующих в реакции веществ 187
Примеры заданий 188
4.3.4. Расчеты теплового эффекта реакции 189
Примеры заданий 189
4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) 190
Примеры заданий 190
4.3.6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора
с определенной массовой долей растворенного вещества 191
Примеры заданий 191
4.3.7. Нахождение молекулярной формулы вещества 192
Примеры заданий 194
4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного 195
Примеры заданий 195
4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси 196
Примеры заданий 196
Приложение
ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ 198
Водород 198
Элементы IA-группы 200
Элементы IIA-группы 202
Элементы ША-группы 204
Элементы IVA-группы 206
Элементы VA-группы 211
Элементы VTA-группы 218
Элементы VTIA-группы 223
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 230
ИЮПАК: Периодическая таблица элементов 232
Растворимость оснований, кислот и солей в воде 234
Валентность некоторых химических элементов 235
Кислоты и названия их солей 235
Атомные радиусы элементов 236
Некоторые важнейшие физические постоянные 237
Приставки при образовании кратных
и дольных единиц 237
Распространённость элементов в земной коре 238
Ответы на задания 240

Новый справочник включает весь теоретический материал школьного курса по химии, необходимый для подготовки и сдачи единого государственного экзамена.
Содержание книги основано на контрольно-измерительных материалах, определяющих объем учебного материала, который проверяется государственной итоговой аттестацией.
Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме. Четкость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.
Каждый раздел книги соответствует четырем содержательным блокам, проверяемым на ЕГЭ: «Теоретические основы химии» - Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химическая связь и строение вещества, химическая реакция; «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания химии. Химия и жизнь» - экспериментальные основы химии, общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ.

Новое на сайте

>

Самое популярное